Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Антисемитизм, Чудеса, Рав Александр Кац, Погромы
Раби Йеуда бар Исраэль Асад (5554-5626 /1794-1866/ гг.) — законоучитель и чудотворец, один из духовных лидеров евреев Венгрии.
Родился в 5554 /1794/ году в венгерском городке Асаде.
Уже в юности он стал известен как илуй (вундеркинд).
К четырнадцати годам он изучил и знал наизусть четыреста листов сложнейшего талмудического текста (Гдолей адорот).
По завершении периода ученичества был главой раввинского суда в ряде городов Венгрии. В г. Дуна-Сердхали он основал ешиву, в которой занимались сотни учеников.
Р. Йеуда Асад прославился по всей Венгрии в качестве чудотворца — он не раз спасал евреев своей общины от смертельной опасности.
В 5608 /1848/ году, когда всю Европу охватил огонь народных восстаний, по Венгрии сновали многочисленные вооруженные отряды крестьян и городской бедноты, от бесчинств которых более всего страдало еврейское население. В ночь пасхального Седера, когда все евреи собрались в своих домах за праздничными столами, стало известно, что к городу приближается банда погромщиков. Р. Асад, облаченный в белый китл, как это принято в ночь Седера, в одиночку вышел из ворот города и уверенными шагами направился навстречу приближающемуся отряду. Оказавшись в поле их зрения, он поднес к губам шофар и протяжно затрубил. В тот же миг необъяснимый ужас охватил погромщиков, и они в панике ринулись прочь от города — во время беспорядочного бегства многие из них погибли, затоптанные копытами коней и ногами своих товарищей.
В другой раз вооруженные ненавистники евреев окружили р. Асада на центральной площади города. Один из них, местный пекарь, выхватил саблю и занес ее над головою раввина. Но внезапно сабля повела себя совершенно самостоятельно: она опустилась на самого пекаря и отсекла ту самую правую руку, которая держала ее.
После этих происшествий неевреи города стали с величайшим почтением относиться к р. Асаду и ко всем сынам Израиля. Многие годы однорукий пекарь бродил по окрестностям и предостерегал врагов евреев, насколько опасно связываться с этим народом.
На месте, где р. Асад протрубил в шофар, обратив погромщиков в бегство, была установлена памятная стела, просуществовавшая до мировой войны (Маасей авотейну, Матот).
Р. Асад был ближайшим сподвижником р. Моше Софера — Хатам Софера в борьбе против влияния «просветителей» и «реформаторов веры».
Р. Йеуда Асад был призван в Небесную Ешиву двадцать третьего сивана 5626 /1866/ года.
Его духовное наследие нашло отражение в книге Хидушей Маари Асад (Аналитические заметки нашего наставника р. Йеуды Асада). В ней собраны его толкования на Пятикнижие и комментарии к талмудическому трактату Ктубот.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место