Меир Гальперин — ученик Гадоля из Минска, рава Йерухама Перельмана, написавший известную книгу о своем учителе «Гадоль из Минска».
Кроме того, написал несколько исследований и заметок, посвященных Торе и еврейским обычаям, в том числе книгу «Анутрикон, асиманим вэакинуим»
Как передают, р. Меир Гальперин и сам был человеком незаурядным. Вот что рассказывает о нем р. Ноах Шапиро:
«…Он начал свою деятельность в Пружанах учителем в доме местного раввина, который впоследствии прославился под именем Гадоль из Минска. Вместе с семьей раввина он переехал в Минск.
Меир Гальперин был человеком сдержанным, деликатным, немногословным, привыкшим обдумывать каждое свое слово; он уважительно относился к людям и ни с кем не ссорился. Он был праведен и благочестив, очень эрудирован, отличался феноменальной памятью, но при этом был крайне скромен и не желал ничем выделяться.
В Минске он занимался продажей религиозных книг. При этом, реб Меир не только знал место каждой книги в своем магазине, но и ее содержание и значение.
О редком благочестии Меира Гальперина свидетельствует один рассказ о нем. Напротив его книжной лавки была маленькая булочная, принадлежавшая бедной вдове. Реб Меир постоянно покупал у нее, и даже когда булочная переехала в другое место на расстояние часа ходьбы пешком, он продолжал покупать хлеб именно у вдовы, чтобы дать ей подзаработать.
Р. Меир Гальперин умер в Минске 24 нисана 5683 (1923) года.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»