Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Он был 11-летним мальчиком, но крупные раввины вставали в его честь. Он долго не соглашался на эмиграцию, но репрессивный советский режим вынудил его переехать в США. Его влияние на иудаизм сохранилось и после смерти.

Раби Моше бен Давид. Один из самых авторитетных раввинов нашего столетия. Родился в Белоруссии 7 адара 1895 года, в день рождения Моше-Рабейну (в честь которого получил свое имя). Скончался в Нью-Йорке в 1986 году, где в течение 49-ти лет руководил ешивой «Тиферет Йерушалаим». О способностях в изучении Торы, проявленных им уже в детстве, рассказывает такой эпизод. Однажды он вошел в синагогу, когда в ней происходило заседание важных раввинов. Мальчик хотел взять книгу, и вдруг — все раввины встали со своих мест. Он оглянулся, думая, что ученые приветствуют кого-то другого, вошедшего вслед за ним, но сзади никого не было. Оказалось, раввины приветствовали его! Вернее, в его лице — Тору, которую учил мальчик 11-ти лет.

Семья раби Моше испытала и казацкие погромы и лишения при большевиках. Через многие годы на вопрос, почему он долго не соглашался на эмиграцию, раби Моше ответил: «Я был единственным раввином на многие сотни верст вокруг Любани (под Минском) и поэтому чувствовал, что моя обязанность — оказывать духовную помощь местным евреям, а также евреям многих окрестных местечек». Его биограф пишет: «Он согласился уехать в Америку лишь тогда, когда увидел, что иной возможности выжить у него нет». Читаем в его биографии: «В 1938 году в Нью-Йорке состоялась встреча между двумя великими учителями — раби Моше Файнштейном и раби Эльхананом Вассерманом, который приехал в Нью-Йорк, чтобы организовать сбор средств для своей ешивы. Раби Моше сказал, что есть люди, возмущенные тем, что он оставил на произвол судьбы евреев России. На это раби Эльханан заметил, что страна, в которой запрещено упоминать Имя Всевышнего, по закону Торы имеет особый статус — подобный статусу отхожего места в доме. Нельзя ни от кого требовать, чтобы он провел всю свою жизнь в подобном помещении».

Раби Моше — автор многих выдающихся трудов: «Диброт Моше» — на трактаты Талмуда, «Игрот Моше» и др.


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.