Темы: Борода, Рав Бенцион Зильбер, Рав Моше Файнштейн, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый рав Бенцион. Вопрос Йонатана насчет бритв обусловлен вот чем. В Америке очень широко распространено бритье лица. Большинство нехасидских бахурим и баалей батим бреются. Учащиеся колелим обычно тоже бреются первые несколько лет после свадьбы. В вопросах, какую бритву использовать, в основном, полагаются на мнение р. Моше Файнштейна, зцл, который, насколько я понимаю, именно полагался на различие между ножницами и бритвой. В любом случае минъаг пошут (распространенный обычай) среди бней-Тора в Америке, что бреются другими бритвами, a не только теми, которые Вы указали. Хотя возможно, что это те же самые бритвы, но просто в Америке по-другому называются. Очень распространено, что здесь полагаются на Norelco Lift and Cut после кошерования, о чем Йотанан и говорил. Возможно, мнение всех поским в Эрец-Исраэль отличается от этого, но здесь мнение Р. Моше принимается в этом вопросе. Именно поэтому он и был так озадачен, поскольку из Вашего ответа вроде бы выходит, что большинство соблюдающих Тору и мицвот евреев в Америке нарушают запрет дъорайса бриться. С огромным уважением, Арье Гринберг
Уважаемый рав Арье Гринберг!
Вы очень правильно заметили, что очень многие в Америке пользуются электробритвами и говорят, что полагаются на минъаг и на мнение рава Мойше Файнштейна зацал.
Интересно, что рав Мойше Файнштейн зацал не писал тшуву на этот вопрос, и это, по-видимому, было намеренно, а не случайно. Что таки считал рав Мойше Файнштейн зацал? И на каком основании и какие электробритвы он разрешал?
Есть несколько мнений о том, на каких основаниях он это разрешал.
Что определённо, машинки времен рава Мойше зацал были другими, техника тогда была другая. Электробритвы в его время были менее совершенны, чем сейчас, — сетки были толще, ножи не были настолько острыми и т.д. Например, от имени рава Рувена Файнштейна, сына рава Мойше зацал, передают, что во времена рава Мойше Файнштейна электробритвы еще не были так широко распространены, как сейчас.
И, по мнению Раши в Кидушин 35 б, инструмент мелакет — это инструмент, которым «полируют ножны меча» и которым обычно не пользуются для бритья; как Раши пишет там, эйн дэрэх гилуах бэ-хах. Рав Рувен понимает так мнение своего отца рава Мойше зацал: тогда электробритвы не были так распространены и это было эйн дэрэх — не принято. В наше время фирма Филипс сообщает, что производит 40 млн. электробритв в год. Рав Рувен считает, что это уже нельзя назвать «не принято», и, значит, в наше время мы уже не можем сказать, что этим не принято пользоваться для бритья.
Некоторые, например, считают, что основанием для разрешения рава Мойше зацал было то, что ножи резали не сами, а только вместе с сеткой. В наше время инженеры фирмы Филипс (например) рекламируют: сетка только «водит» волосы, а режет ножик электробритвы сам, без контакта с сеткой. Поскольку они так утверждают, спорить со специалистами несерьёзно. И если это было основанием для разрешения, то в наше время это не так.
Поэтому совсем не однозначно, разрешал бы рав Мойше зацал наши машинки в наше время.
С уважением, Бен-Цион Зильбер
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов
Неизвестный автор
Раби Моше бар Давид Файнштейн (Игрот Моше; 5655—5746 /1895—1986/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.
Рав Бенцион Зильбер
Залман Симха Левин
Статья Залмана-Симха Левина о раве Бенционе Зильбере
Рав Бенцион Зильбер
А почему электробритвой можно?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Яков Шуб
Один близнец «преследует» другого?
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Биография раввина
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
Почему их нельзя брить
Рав Яков Шуб
А если выключить звук и спрятать пульт?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его