Из цикла «Великие раввины», темы: Самопожертвование, Раби Йеуда бен Бава, Мудрецы Мишны, Праведник, Реувен Пятигорский
Великий тана, учитель эпохи составления Мишны. Жил, учил Тору и преподавал в период между разрушением Второго Иерусалимского храма и падением Бейтара во время иудейского восстания против римлян. Годы ученичества пришлись на время существования Храма, но пик его деятельности совпал с теми годами, когда Санедрин заседал в Явне.
Талмуд во множестве мест приводит его мнение по многим алахическим вопросам.
Раби Йеуда бен Бава отличался праведностью даже среди своих товарищей, известных великим благочестием. Среди его товарищей отметим таких прославленных ученых и подвижников Торы, как раби Акива, раби Тарфон из Лода, раби Шимон бар Йохай, раби Йоханан и др. Гемара отмечает, что «везде, где пишется о поступке Одного хасида, имеются в виду или раби Йеуда бен Бава, или раби Йеуда бен Илай». Прожил он долгую жизнь, убит римлянами за нарушение указа о запрете давать звание раввина ученикам. (Звание позволяло обучать учеников и вершить суды по еврейскому Закону.) Этот рассказ вы можете прочесть самостоятельно в трактате Санедрин (14а). Дадим его в переводе, а вы проверьте по оригиналу.
«Однажды злодейское (римское) царство издало указ: тот, кто наделяет другого раввинским званием, будет убит; тот, кто получает звание, будет убит; город, в котором дают звание, будет разрушен; его окрестности — разорены. Что сделал раби Йеуда бен Бава? Пошел и расположился меж двух высоких гор, в пустынном месте, между городами Уша (в Нижней Галилее) и Шфарам (что в долине Звулуна; между ними три километра пути). И дал там раввинские звания пяти мудрецам: раби Меиру, раби Йеуде (бен Илай), раби Шимону, раби Йосе, раби Элазару бен Шамуа. Некоторые говорят: и раби Нехемье. Когда приблизились враги, сказал (ученикам): Сыновья мои, бегите! Сказали они: Раби, а что с тобой? Ответил: Я неподвижный камень перед ними (не могу бежать). Рассказывают, что не ушли оттуда римляне-злодеи, пока не воткнули в него три сотни копий и не сделали его тело, как решето».
Смерть этого великого человека, отдавшего жизнь за то, чтобы никогда не отошла Тора от еврейского народа, мы оплакиваем в молитве на Йом-Кипур.
Но если по Храму и спустя тысячелетия ещё плачут, значит, он не мёртв, он не только камни. Значит, он ещё жив, чуть-чуть! Это надо прояснить.
Читать дальше
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Александр Айзенштадт,
из цикла «Тора и Музыка»
(Из цикла «Беседы о музыке»)
Раби Йосеф Герц
Недельные главы Торы, которые начинают читать в эти дни полностью связаны с описанием Мишкана, о котором написана предлагаемая вам статья.
Редакция Толдот
Запрещал посещать Храмовую гору и родоначальник религиозного сионизма — рав Авраам Ицхак а-Коэн Кук, первый Главный раввин Земли Израиля
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В течение праздника Суккот в Храме приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи всего человечества. Израиль он молил Вс-вышнего даровать всем народам благополучие и мир, о том, чтобы, как сказал пророк Йешаягу, «не поднял народ на народ меча, и они не учились больше войне».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Некоторые факты о жизни царя Шломо (Соломона)
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Иерусалим, Сион, Бейт а-Микдаш. Здесь встречаются миры; здесь высший духовный мир перетекает в мир низший, физический. Именно здесь началось Творение, формирование самого пространства, распространившегося до масштабов вселенной, и в этой же точке был создан человек.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Только семь дней в году, во время праздника Сукот, на жертвенник, помимо вина, возливали воду.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Из главы «Законы о царях и о войне», книга «Мишне Тора»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
из «Книги нашего Наследия»