Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Медицина, Алия, Рав Александр Кац
Раби Товия бар Моше Акоэн (Маасе Товия; 5413—5489 /1652—1729/ гг.) — выдающийся мыслитель, естествоиспытатель и врач.
Родился в месяце тишрей 5413 /1652/ года в эльзаском городе Меце. Его отец бежал от казацкой резни 5408 /1648/ года из Польши в Германию, а затем был избран раввином Меца.
В отрочестве осиротел и был послан изучать Тору на родину отца, в Польшу. Учился в ешиве г. Кракова. Впоследствии изучал медицину и другие естественные науки в университете германского города Франкфурта на Одере, а затем — в северо-итальянском городе Падуе.
В 5443 /1683/ году р. Товия возвратился в Польшу и приобрел там обширную врачебную практику; а через некоторое время он переселился в столицу Османской империи г. Стамбул, где стал врачом при дворе султана. Он считался одним из самых знаменитых врачей своего времени и был обласкан вниманием властителей востока и запада.
В еврейском мире р. Товия Акоэн прославился своей книгой Маасе Товия (Изделие Товии), в которой он проливает свет Торы на многие философские вопросы, а также на ряд проблем естествознания, и в частности, медицины. Наряду с этим, в книге излагается история взлета и падения лжемашиаха Шабтая Цви.
Книга вызвала живой интерес у знатоков Торы по всей диаспоре и выдержала много изданий.
В 5484 /1724/ году р. Товия Акоэн прибыл в Йерушалаим, собираясь посвятить остаток дней занятиям Торой. Сразу по прибытии в святой город он был ограблен арабами и провел последние годы жизни в крайней бедности.
Р. Товия Акоэн умер в Йерушалаиме в 5489 /1729/ году.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»