Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Переводы, Храм, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Яаков-Йеуда бар Арье-Леон (Темпело; 5363—5435 /1603—1675/ гг.) — один из духовных лидеров еврейской общины Нидерландов.
Родился в Гамбурге в семье марранов, бежавших с Пиренейского полуострова.
Изучал Тору в Амстердаме у р. Ицхака Узиэля (см.), руководителя общины Неве шалом (Обитель мира). По завершении периода ученичества преподавал в доме учения этой общины, а затем стал хахамом (раввином) общины г. Мидделбурга, также основанной марранами из Испании и Португалии.
В 5403 /1643/ году р. Яаков-Йеуда возвратился в Амстердам и возглавил ешиву Эц хаим (Древо жизни), в которой обучались дети марранов. В этот период он был также одним из ведущих сотрудников и редакторов в еврейской типографии, основанной р. Менаше Бен-Исраэлем (см.).
Р. Яаков-Йеуда перевел на испанский язык книгу Теилим (Псалмы Давида), сопроводив каждый из псалмов подробными разъяснениями, которые он почерпнул из классических комментариев Раши (см.), Радака (см.) и других мудрецов.
Особенно углубленно р. Яаков-Йеуда исследовал древние источники, связанные с историей Иерусалимского Храма. Плодом этой многолетней работы стала его книга «Храм Соломона», в оригинале написанная на испанском языке (отсюда и его фамильное прозвище «Темпело» — по-испански, «Храм»).
В этом трактате подробно описано устройство Первого Храма и всей его утвари; свой рассказ автор сопроводил собственноручно выполненными схемами и искуснейшими рисунками.
Книга вызвала острый интерес — и не только в еврейском мире: помимо иврита, она была переведена на латынь, на голландский, немецкий и французский языки.
Наряду с выпуском книги, р. Яаков-Йеуда создал подробнейший макет Иерусалимского Храма и его утвари, покрыв каждую из деталей макета золотом. В 5435 /1675/ году он представил свой макет голландскому королю, а затем, специально посетив Лондон, и королю Англии — обе демонстрации вызвали большой интерес в этих столицах.
Р. Яаков-Йеуда Темпело умер в 5435 /1675/ году.
Его сын, р. Шломо-Йеуда, подобно отцу, был наставником амстердамских «баалей тшува» — марранов, возвращающихся к заповедям Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.