Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Америка, Рав Александр Кац, Сефарды, Инквизиция
Раби Ицхак бар Матитьяу Абоав (5365—5453 /1605—1693/ гг.) — один из духовных лидеров евреев Нидерландов, выдающийся переводчик священных книг.
Прямой потомок р. Ицхака Абоава (см.), возглавлявшего евреев Испании в период перед изгнанием.
Родился в Португалии. Когда Ицхаку было семь лет, его мать, бежавшая от преследований инквизиции, привезла его в Амстердам.
Воспитывался в ешиве р. Ицхака Узиэля (см.), раввина общины бывших марранов Неве шалом. В 5386 /1626/ году, спустя четыре года после смерти наставника, р. Ицхак Абоав стал раввином этой общины — ему тогда едва исполнился двадцать один год.
В 5402 /1642/ году евреи Амстердама направили его во главе большой группы бывших марранов в Бразилию, где располагались колонии нидерландской республики. Р. Ицхак Абоав и шестсот его спутников поселились в городе Пернамбуку (ныне Ресифи), который стали называть «еврейским портом». Бывшие марраны занимались здесь трансконтинентальной торговлей табаком, хлопком и сахаром, — р. Абоав возглавил эту процветающую общину, став первым раввином Нового Света.
В 5405 /1645/ году, когда началась война между Португалией и Нидерландами за обладание этими колониями, р. Абоав сумел сплотить всю общину — бывшие марраны, не желавшие вновь оказаться под властью португальских католиков, сражались плечом к плечу с голландскими поселенцами. Но в 5414 /1659/ году португальская армия все же окончательно взяла верх, и р. Абоав возвратился в Амстердам. Он сложил целый ряд песен, посвященных мужеству евреев Бразилии и страданиям, перенесенным ими во время войны, — эти песни он объединил в сборник под названием Зехер асити ленифлаот Эли (В память о чудесах моего Б-га).
В Амстердаме он стал даяном (судьей) в раввинском суде и руководителем городской ешивы, а затем и главным раввином города.
Когда в Амстердаме появились беглецы из Польши и Литвы, р. Абоав оказал им сердечный прием и позаботился, чтобы они были обеспечены всем необходимым. Особенно близкие отношения сложились у него с выдающимся раввином из Вильно р. Моше Ривкесом (см.), от которого он перенял многие методы талмудического исследования, разработанные учеными Восточной Европы.
Стремясь сделать еврейскую традицию доступной для марранов, лишенных серьезного еврейского воспитания, р. Ицхак Абоав перевел Пятикнижие на испанский язык, а также прокомментировал его по-испански. Кроме этого, он перевел на испанский язык несколько фундаментальных трактатов по кабале.
Его перу принадлежат хидушим (аналитические заметки) к талмудическому трактату Кидушин.
Р. Ицхак Абоав умер в Амстердаме в 5453 /1693/ году — в возрасте восьмидесяти восьми лет.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»