Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель

Раби Шауль Алеви Мортира (ок. 5356—5420 /ок. 1596—1660/ гг.) — законоучитель.

Родился в северной Италии, в г. Венеции.

В возрасте двадцати лет переселился в Амстердам, где обучал законам Торы марранов — беженцев из Испании и Португалии. Основал в Амстердаме ешиву, названную Кетер Тора (Венец Торы).

Одним из его наиболее способных учеников был Барух Спиноза, сын почтенных марранов из Португалии (наставником Спинозы был также и р. Менаше Бен-Исраэль; см.). Впоследствии, пережив длительный период метаний между еврейством и христианством, Спиноза отверг основы еврейской веры. Он был отлучен от амстердамской общины и изгнан из города — среди тех, кто наложил на него херем, был и его наставник р. Шауль Мортира. В 5437 /1677/ году Барух Спиноза умер в Гааге во время эпидемии гриппа — в возрасте сорока пяти лет. Опубликованный после его смерти трактат «Этика» поставил его в ряд наиболее значительных философов европейского Возрождения.

Среди учеников р. Шауля Мортиры был и знаменитый кабалист р. Моше Закут из Венеции (Рамаз; см.), ставший одним из духовных лидеров евреев Италии — он был в числе тех, кто в наибольшей степени способствовал распространению учения Аризаля (см.) среди мудрецов Европы.

Р. Шауль Мортира умер двадцать четвертого швата 5420 /1660/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.