Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Признак невежды — похвальба»Книга Зоар, Балак 193, 2
Законоучитель

Раби Яир-Хаим бар Моше-Шимшон Бахрах (Хавот Яир; 5398—5462 /1638—1702/ гг.) — законоучитель.

Прямой потомок Маараля из Праги (см.) — его бабушка, ребецин Хава, знаменитая своими глубокими познаниями в Торе и праведностью, была внучкой Маараля.

Родился в польском городке Липно. Изучал законы Торы у своего отца, р. Моше-Шимшона Бахраха, который был раввином в Липно, затем в Праге, а начиная с 5410 /1650/ года, в Вормсе.

Р. Яир-Хаим приобрел глубокие познания в кабале. Кроме того, он хорошо разбирался в астрономии и математике.

В 5426 /1666/ году, когда ему еще не исполнилось и тридцати лет, евреи германского города Кобленца, стоящего на берегу Рейна, пригласили его занять пост раввина в их общине. Спустя три года он возвратился в Вормс, к престарелому и больному отцу.

В 5430 /1670/ году, после смерти отца, р. Яир-Хаим временно заменял его на посту раввина вормской общины (стать постоянным раввином города он не мог, поскольку, по уставу вормской общины, ее раввином мог быть только мудрец, приглашенный из другого города).

В 5449 /1689/ году, когда Вормс был захвачен французами, он переселился в Эльзас, в город Мец, принадлежащий французской короне. И, наконец, в 5459 /1699/ году он — теперь уже постоянный житель другого города — был избран раввином Вормса в полном соответствии с уставом этой древней общины.

В том же, 5459 /1699/ году, вышел в свет сборник его респонсов Хавот Яир (Селения Яира), прославивший его имя.

Названием книги стали слова, взятые из стиха Торы: «И Яир …завоевал эти селения, и назвал их селениями Яира» (Бемидбар 32:41). Однако сам автор указывал в предисловии к книге, что назвал ее в память о своей праведной бабушке, ребецин Хаве, — тем самым он стремился подчеркнуть свою преемственность по отношению к Мааралю.

В сборник включено 238 тшувот — ответов на сложные алахические вопросы, которые он получал из разных концов диаспоры. Особенно знаменит респонс, в котором исследуется происхождение махлокот — многочисленных разногласий между мудрецами при интерпретации и применении законов Торы (Хавот Яир 192).

Р. Яир-Хаим Бахрах скончался в Вормсе в первый день месяца тевет 5462 /1702/ года.

с разрешения издательства Швут Ами


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше