Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Знаменитый законоучитель

Раби Моше бар Нафтали-Гирш Ривкес (Беэр агола; умер в 5432 /1672/ году) — знаменитый законоучитель.

Его отец и дед были писцами священных книг в Праге, куда его прадед, р. Йосеф, бежал из Вены от преследований.

Р. Моше Ривкес был одним из самых авторитетных раввинов г. Вильно.

Рассказывается, что значительную часть своих скромных доходов он отдавал на нужды бедняков. Однажды в неурожайный год он продал всю домашнюю утварь и всю мебель, а также все украшения жены, чтобы на вырученные деньги содержать голодающих. У его жены были дорогие серебряные подсвечники, подаренные ей матерью, и она предусмотрительно спрятала эту семейную реликвию от глаз мужа. Когда же засуха миновала, и жизнь стала возвращаться в нормальное русло, ребецин извлекла подсвечники из тайника — она установила на них субботние светильники. Увидев подсвечники, р. Ривкес потерял сознание и упал навзничь. Очнувшись, он воскликнул с глазами, полными слез: «Скольких евреев я мог бы спасти на деньги, вырученные за эти подсвечники!» (Сарей амеа 2:1).

В 5415 /1655/ году р. Ривкесу пришлось бежать из Вильно, оставив на растерзание наступающей русской армии свой дом и богатейшее собрание священных книг.

Еще в 5414 /1654/ году, не выдержав противостояния регулярным польским частям, Богдан Хмельницкий обратился за помощью к московскому царю Алексею Михайловичу. Объединившись, русские дружины и казаки быстро продвигались на запад, вырезая в каждом взятом городе все еврейское население. Много лет спустя р. Ривкес рассказал об этих событиях в предисловии к своей книге Беэр агола (Родник для изгнанных): «Шайки русских и казаков рассыпались по всей Литве, они завоевали и разорили Полоцк, Витебск и Минск. Казаки истребляли евреев массами и грабили их имущество». Двадцать четвертого тамуза 5415 /1655/ года враги приблизились к Вильно. Р. Ривкесу пришлось бежать — по его собственному свидетельству, «только с посохом и парой тфилин в руке». «Когда страшное войско подошло к вратам Вильно, — вспоминал он, — из города бежала почти вся еврейская община — одни на лошадях и повозках, другие пешком, неся малолетних детей на плечах. Далеко разносились рыдания, и из моих глаз слезы текли ручьем». Вскоре в Польшу вторглись с севера войска шведов, и беглецы, уже почти достигшие границ Пруссии, снова оказались в опасности: поляки повсеместно убивали евреев, считая, что они сотрудничают с захватчиками. Р. Ривкес вспоминал: С нами произошло написанное (Амос 5:19): «Сбежал ото льва и встретил медведя» (Предисловие к Беэр агола).

После долгих мытарств р. Ривкесу и его родным удалось бежать на корабле в Амстердам, крупнейший портовый город процветающих Нидерландов.

Здесь он был с почетом принят местной общиной и особенно сблизился с р. Ицхаком Абоавом (см.), который недавно возвратился из Бразилии, где он был главным раввином голландских колоний. В Амстердаме р. Абоав возглавил ешиву, и р. Ривкес обучал голландских знатоков Торы тем методам исследования и анализа, которые были доведены до совершенства в ешивах Польши.

В этот период мудрецы Амстердама готовили новое издание кодекса Шульхан арух, и они попросили р. Ривкеса написать краткие примечания. В этих примечаниях он, проявив феноменальную эрудицию, указал источники всех законов, приведенных р. Йосефом Каро (см.), а также внес в текст кодекса некоторые корректорские и редакционные уточнения, исправив вкравшиеся в прежние издания ошибки типографов.

С тех пор примечания р. Ривкеса, получившие название Беэр агола (Родник для изгнанных), печатаются в большинстве изданий Шульхан аруха.

В конце своих дней р. Ривкес вернулся в Вильно. Он скончался в этом городе девятого сивана 5432 /1672/ года.

Его прямым потомком был один из величайших мудрецов всех поколений р. Элияу из Вильно (Виленский Гаон; см.).

с разрешения издательства Швут Ами


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»