Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Яаков Акоэн (Маарам Шиф; 5368—5404 /1608—1644/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился во Франкфурте на Майне. Его отец, р. Яаков Акоэн, был главой ешивы этого города.
Уже в ранней юности р. Меир проявил выдающиеся способности в изучении законов Торы. В семнадцать лет он стал даяном (судьей) в общине г. Фульды, расположенного севернее Франкфурта, а вскоре был избран на должность главного раввина этой большой общины. В дальнейшем он возглавил здесь и ешиву, в которой занимались сотни учеников.
В 5404 /1644/ году р. Меир Шиф был приглашен, несмотря на молодость, занять место главного раввина и руководителя ешивы в Праге — в одной из самых крупных и значительных общин Европы. Но, едва прибыв на новое место, р. Меир скончался, даже не успев приступить к своим обязанностям, — ему было только тридцать шесть лет.
Перед смертью он запечатал все свои рукописи в шкатулке и передал ее на хранение. Вскрыть печать, согласно его завещанию, дозволялось лишь «тому, кто расцветет от моих корней» — тому из его потомков, кто станет выдающимся знатоком Торы и соответственно, сможет по достоинству оценить содержание рукописей и в них разобраться. Значительная часть этих рукописей погибла во время пожара в еврейском квартале г. Франкфурта.
Из его обширного наследия сохранились только хидушим (аналитические заметки) к пяти трактатам Талмуда: Бейца, Ктубот, Гитин, Бава меция и Хулин, а также разрозненные фрагменты заметок к еще шести трактатам.
По ряду вопросов р. Меир Шиф остро полемизирует с великими комментаторами и аналитиками предшествующих поколений.
Его аналитические заметки написаны предельно лаконично и ёмко — поэтому их адекватное понимание требует от изучающего не только обширных знаний, но и серьезнейших интеллектуальных усилий. Они очень популярны среди знатоков закона и широко изучаются — во многих случаях его хидушим являются ключом к постижению глубинных пластов Талмуда.
Начиная с виленского издания 5570 /1810/ года, его заметки печатаются под названием Хидушей Маарам Шиф (Аналитические заметки нашего наставника раввина Меира Шифа) в виде приложения к соответствующим трактатам Талмуда.
Остальные законодательные исследования р. Меира Шифа, а также его сочинения по кабале, считаются утраченными.
с разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.