Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Германия, Рав Александр Кац
Раби Меир бар Яаков Акоэн (Маарам Шиф; 5368—5404 /1608—1644/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился во Франкфурте на Майне. Его отец, р. Яаков Акоэн, был главой ешивы этого города.
Уже в ранней юности р. Меир проявил выдающиеся способности в изучении законов Торы. В семнадцать лет он стал даяном (судьей) в общине г. Фульды, расположенного севернее Франкфурта, а вскоре был избран на должность главного раввина этой большой общины. В дальнейшем он возглавил здесь и ешиву, в которой занимались сотни учеников.
В 5404 /1644/ году р. Меир Шиф был приглашен, несмотря на молодость, занять место главного раввина и руководителя ешивы в Праге — в одной из самых крупных и значительных общин Европы. Но, едва прибыв на новое место, р. Меир скончался, даже не успев приступить к своим обязанностям, — ему было только тридцать шесть лет.
Перед смертью он запечатал все свои рукописи в шкатулке и передал ее на хранение. Вскрыть печать, согласно его завещанию, дозволялось лишь «тому, кто расцветет от моих корней» — тому из его потомков, кто станет выдающимся знатоком Торы и соответственно, сможет по достоинству оценить содержание рукописей и в них разобраться. Значительная часть этих рукописей погибла во время пожара в еврейском квартале г. Франкфурта.
Из его обширного наследия сохранились только хидушим (аналитические заметки) к пяти трактатам Талмуда: Бейца, Ктубот, Гитин, Бава меция и Хулин, а также разрозненные фрагменты заметок к еще шести трактатам.
По ряду вопросов р. Меир Шиф остро полемизирует с великими комментаторами и аналитиками предшествующих поколений.
Его аналитические заметки написаны предельно лаконично и ёмко — поэтому их адекватное понимание требует от изучающего не только обширных знаний, но и серьезнейших интеллектуальных усилий. Они очень популярны среди знатоков закона и широко изучаются — во многих случаях его хидушим являются ключом к постижению глубинных пластов Талмуда.
Начиная с виленского издания 5570 /1810/ года, его заметки печатаются под названием Хидушей Маарам Шиф (Аналитические заметки нашего наставника раввина Меира Шифа) в виде приложения к соответствующим трактатам Талмуда.
Остальные законодательные исследования р. Меира Шифа, а также его сочинения по кабале, считаются утраченными.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.