Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, автор сборника респонсов Цемах цедек

Раби Менахем-Мендель Крохмаль (Цемах Цедек; ок. 5360-5421 /ок.1600-1661/ гг.) — выдающийся законоучитель, автор сборника респонсов Цемах цедек (Росток праведности).

Уроженец г. Кракова. Один из ближайших учеников р. Йоэля Сиркиса (Баха; см.), автора книги Байт хадаш.

Когда период ученичества завершился, р. Крохмаль возглавил большую ешиву в Кракове. Начиная с 5390 /1630/ года, принимал активное участие в работе «Совета четырех земель».

В 5406 /1646/ году он стал главным раввином Кракова. Два года спустя, в связи с нападением на Польшу казаков под предводительством Богдана Хмельницкого, он переселился в Моравию и стал раввином г. Никольсбурга (ныне Брно). В 5410 /1650/ году он был избран главным раввином всей Моравии. В эти годы р. Крохмаль стал общепризнанным лидером евреев Восточной Европы — из многих общин обращались к нему за решением спорных вопросов.

Его респонсы, ответы на эти вопросы, не только представляют собой ценный алахический материал, но и дают развернутую картину трагического периода еврейской истории, связанного с Тридцатилетней войной 5378—5408 /1618—1648/ годов и с восстанием Богдана Хмельницкого, начавшимся в 5408 /1648/ году. Особенно много респонсов посвящено судьбе агунот — жен, чьи мужья пропали без вести во время войн и погромов. В большинстве случаев р. Крохмаль стремился изыскать алахические пути, чтобы разрешить таким женщинам снова создать семью.

Респонсы р. Крохмаля были собраны в книгу, названную Цемах цедек, и впервые изданы в еврейской типографии Амстердама в 5435 /1675/ году.

Р. Менахем-Медель Крохмаль умер второго швата 5421 /1661/ года.

Его сын и ученик р. Арье-Йеуда-Лейб Крохмаль стал после него раввином Моравии и главой большой ешивы в Никольсбурге.

с разрешения издательства Швут Ами


В этой главе говорится о порядке ритуального очищения людей, которых Тора определяет как ритуально нечистых, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым и т.д. Читать дальше

Недельная глава Мецора

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»

Избранные комментарии к недельной главе Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.

Избранные комментарии на главу Тазриа—Мецора

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.

Недельная глава Мецора

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»

Мидраш рассказывает. Недельная глава Мецора

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Следить за своим языком. Тазриа

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

«Мецора» («Прокаженный»). Сила речи

Рав Бенцион Зильбер

В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.