Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шулхан Арух, Иерусалим, Еврейский закон, Споры, Рав Александр Кац, Комментарий
Раби Хизкия бар Давид Де Сильва (При хадаш; 5419—5458 /1659—1698/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в г. Ливорно, расположенном на северо-западном побережье Италии.
В 5436 /1675/ году, шестнадцатилетним юношей, он приехал на Святую Землю. Учился в иерусалимской ешиве Бейт Яаков, возглавляемой р. Моше Галанти (Маганом; см.), главным раввином святого города. Между учеником и учителем, который был почти на сорок лет старше, установились близкие, дружеские отношения.
Еще в период ученичества р. Де Сильва начал работу над своим знаменитым комментарием на кодекс Шульхан арух. При рассмотрении алахических проблем он проявил исключительную оригинальность и свежесть. Исследуя любой вопрос, он, в первую очередь, обращался к талмудическому первоисточнику и анализировал его совершенно непредвзято — как будто не существовало обширной законодательной литературы, созданной за тысячелетие, прошедшее после завершения Талмуда. И лишь уяснив для себя точку зрения составителей Талмуда, он переходил к обзору мнений ришоним (великих мудрецов X-XV веков): в ряде случаев он остро полемизировал с ними, выявляя неувязки и противоречия и неувязки в их взглядах.
К ахароним (мудрецам последних поколений) — и даже к самым великим из них, таким, как р. Йосеф Каро (см.), составитель Шульхан аруха, — молодой автор относился, как к равным: в самых нелицеприятных выражениях он критиковал их концепции, а во многих случаях решительно отметал их законодательные решения и выводы.
Свой комментарий р. Де Сильва назвал При хадаш (Новый плод), что прекрасно отражало и его новаторский характер, и его своеобразную экзотичность, предрекавшую трудную судьбу книги.
В 5448 /1688/ году, когда работа над комментарием была в основном завершена, двадцатидевятилетний автор отправился в Европу, чтобы собирать там благотворительные пожертвования на содержание иерусалимской ешивы р. Моше Галанти. Вместе с тем, поездка имела и другую цель: р. Де Сильва захватил с собой свои рукописи, надеясь выпустить их в свет. В Амстердаме, где он провел несколько лет, ему удалось издать первую часть своего труда, относящуюся к разделу Йоре деа (Наставляющий мудрости). Новая книга быстро распространилась по Европе и Ближнему Востоку, вызывая повсюду самые противоречивые оценки и споры.
В 5453 /1693/ году, возвращаясь в Землю Израиля, р. Де Сильва остановился в Египте — здесь его книгу встретили с решительным неприятием. Более того, руководители египетской общины наложили на книгу херем, запретив изучать ее, «поскольку в ней неверно говорится о великих мудрецах народа Израиля». Все экземпляры были погребены в генизе (могильнике для вышедших из употребления священных книг) — однако сам автор отлучению подвергнут не был.
По возвращении в Иерушалаим р. Де Сильва возобновил деятельность ешивы Бейт Яаков, осиротевшей после смерти р. Моше Галанти в 5449 /1689/ году. Ближайшими учениками нового главы ешивы были р. Шломо Аль-Гази и р. Ицхак Рапопорт (см.) — духовные лидеры следующего поколения евреев Османской империи.
В этот период р. Де Сильва работал над подготовкой к печати следующей части своего комментария, относящейся к разделу Орах хаим (Образ жизни).
Двадцать восьмого кислева 5458 /1698/ года он скоропостижно скончался в Иерушалаиме, в возрасте тридцати девяти лет. Похоронен у подножия Масличной горы, недалеко от могилы пророка Зехарии; согласно его завещанию, вместе с ним были погребены рукописи его сочинений по кабале.
Вскоре после его смерти запрет, наложенный на книгу При хадаш, был отменен — по иронии судьбы главным раввином Египта был избран его ближайший ученик р. Шломо Аль-Гази, который решал все вопросы, руководствуясь псаками (законодательными решениями), приведенными в книге При хадаш.
В последующих поколениях книга р. Де Сильвы стала одним из самых авторитетных алахических источников — она широко изучалась во всех общинах диаспоры. По словам рабейну Хида (см.), «все мудрецы Израиля с жадностью пьют слова этой книги» (Шем агдолим 1). Однако в большинство современных изданий внесены редакторские поправки, несколько смягчающие некоторые наиболее резкие полемические выражения р. Де Сильвы.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.