Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иудаизм и Христианство, Тшува, Ешива, Споры, Рав Александр Кац, Бааль Тшува, Сефарды
Раби Ицхак бар Авраам Узиэль (умер в 5382 /1622/ г.) — глава еврейской общины Амстердама.
Родился в Марокко, в семье раввина города Феса.
В 5364 /1604/ году р. Ицхак Узиэль возглавил еврейскую общину Алжира. Прославился как пайтан: целый ряд сложенных им пиютов (духовных гимнов) был включен в махзоры евреев Северной Африки.
Впоследствии р. Узиэль переехал в Амстердам, крупнейший город-порт Нидерландов, и стал раввином общины Неве шалом (Обитель мира), большинство в которой составляли португезим — португальские марраны, возвратившиеся к открытому исполнению заповедей Торы.
Обучение бывших марранов требовало особого терпения и такта — ведь для многих из них возвращение к Торе проходило тяжело и болезненно.
Примером трагической сложности и противоречивости этого процесса стала судьба Уриэля Дакосты. Он родился в Португалии в 5350 /1590/ году и, получив основательное католическое образование, к двадцати пяти годам сделал внушительную церковную карьеру. Однако его пытливый ум не был удовлетворен — в результате углубленного изучения библейских книг он отверг христианские догматы и решил вернуться к вере дедов и прадедов.
В 5378 /1618/ году он вместе с матерью и братьями тайно покинул Португалию и, подобно сотням других марранов, нашел убежище в Амстердаме. Но и талмудическая традиция, с которой он был знаком крайне поверхностно, вызвала протест в его сердце — он отказывался следовать строгим установлениям алахи, которые казались ему мелочными и чисто внешними. Он написал ряд сочинений, в резкой форме обличающих «учение фарисеев», — он стремился доказать, что раввины до сих пор неправильно понимают и интерпретируют Тору. Ознакомившись с его взглядами, главы амстердамской общины наложили на него херем (отлучение), чтобы оградить от его влияния других марранов, не имеющих устойчивых убеждений. Долгое время Уриэль Дакоста жил в одиночестве, не встречаясь даже со своими родными, но затем, попросив отменить херем, вернулся к общинной жизни. Однако спустя некоторое время он вновь стал сетовать на «невыносимую тяжесть заповедей» и свернул на прежний путь. Его вновь отлучили, и еще шесть лет он прожил в полной изоляции. В 5400 /1640/ году он публично покаялся во всех своих прегрешениях, но вскоре, находясь в глубоком разладе с самим собой, двумя пистолетными выстрелами лишил себя жизни.
Гораздо легче проходило возвращение к традиции старшего поколения, получившего еврейское воспитание, а также тех, кто был привезен в Амстердам в детском возрасте. Наиболее одаренными учениками в ешиве р. Ицхака Узиэля были именно такие юноши — Менаше Бен-Исраэль (см.), Ицхак Абоав (см.) и Яаков Темпело (см.), ставшие духовными лидерами следующего поколения евреев Нидерландов.
Р. Ицхак Узиэль умер в Амстердаме в 5382 /1622/ году.
Его прямым потомком был р. Бен-Цион Узиэль (см.), ставший в 5699 /1939/ году главным сефардским раввином Иерусалима и всей Земли Израиля.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Меир Левин,
из цикла «Коммандировка в Египет»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Лех Леха
Рав Реувен Пятигорский
Десять испытаний
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Ради помощи путникам Авраам прерывает беседу с Творцом. Потомки патриарха унаследовали способность любить всех людей. Раввин Гирш о справедливости и человечности.
Рав Элияу Левин
Обрезание крайней плоти является одной из «непонятных» заповедей. Даже тот факт, что это полезно с медицинской точки зрения, не делает этот акт более понятным, ведь наши отцы делали обрезание не из-за этого.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Зачем Б-гу подвергать нас проверке, если Он заранее знает, каким будет результат?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не украшают могилы цветами, не устраивают из похорон пышных зрелищ. Они ведут себя, подобно праотцу Аврааму, который искал место для захоронения Сары.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.