Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Законоучитель каббалист и выдающийся пайтан

Раби Исраэль бар Моше Наджара (ок. 5305-ок. 5380 /ок. 1545-ок. 1620) — законоучитель, кабалист и выдающийся пайтан.

Родился в Дамаске. Изучал Тору под руководством отца, который был главным раввином дамасской общины.

Еще в юности начал слагать песни и духовные гимны.

Предприняв по совету отца путешествие по основным центрам изучения Торы в Османской империи, обосновался в Цфате. По некоторым сведениям, изучал кабалу у р. Ицхака Лурии (Аризаля; см.).

Издал сборник своих песен и гимнов, названный им Змирот Исраэль (Песни Израиля). Еще двести песен было включено в посмертное издание этой книги, а всего им сложено около четырехсот пятидесяти поэтических произведений.

Наибольшей популярностью пользуется песня Ка рибон олам (Б-г, владыка Вселенной), которая исполняется во время первой субботней трапезы. В ней прославляется Творец, царствующий над созданным Им миром. Поэт молит Создателя: «Спаси Твое стадо от пасти льва! Выведи Свой народ из изгнания — народ, который Ты выбрал из всех народов». Песня написана на арамейском языке — языке Талмуда и кабалистической книги Зоар. Эта песня — акростих: первые буквы пяти ее строф составляют имя «Исраэль».

Евреи восточных общин произносят в праздник Шавуот, при извлечении свитка Торы, другой пиют р. Наджары под названием Ктуба (Брачный договор). В этом пиюте содержится «брачный договор» между Всевышним и Его избранницей — общиной Израиля.

Р. Наджара написал также целый ряд алахических сочинений, посвященных законам благословений, правилам шхиты (ритуального забоя скота) и пр.

В последний период жизни р. Наджара был раввином общины г. Газы, на юге Земли Израиля. В этом городе он и завершил свой земной путь.

с разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.