Из цикла «Великие раввины», темы: Хесед, Изучение Торы, Хасиды, Реувен Пятигорский
Родился в 1840 году, на Хануку, в Горностайполе, маленьком местечке под Киевом. По материнской линии был внуком известного хасидского цадика раби Мешулама Зуси Тверского из знаменитой семьи Чернобыльских праведников. Уже в молодости прослыл гаоном (гением) Торы, так что один из самых видных вождей хасидского движения, раби Хаим Альберштам из Цанз, автор сборника «Диврей Хаим», предложил ему в жены свою старшую дочь.
Вскоре после свадьбы молодой раби Мордехай Дов издал книгу, посвященную законам миквы (ритуального бассейна). Книга произвела впечатление в ученом мире. Несмотря на молодость, автор сразу вошел в число признанных раввинов своего поколения. Ему было 20 лет, когда тесть послал его в Черкасы руководить тамошними хасидами. Но вскоре он вернулся в родной город, где занял пост главы общины, на котором оставался до последнего дня жизни. Умер 22 элуля 1903 года.
Об этом исключительно талантливом человеке рассказывают, что, оставшись сиротой в раннем возрасте и воспитываясь в доме своего деда, он к 10 годам почти закончил Талмуд, причем все пройденное помнил наизусть. Надо было срочно найти ему учителя. Дедушка пригласил одного из самых прославленных знатоков Торы, раби Шнеура Залмана из местечка Трилесье. Но и с ним занятия продолжались недолго. Юный Мордехай Дов взялся за два дня выучить трактат «Сукка». Трактат был закончен, но учитель не поверил, что в такой короткий срок можно глубоко освоить сложный материал. Ученик попросил устроить экзамен. Учитель спросил: «Сколько раз в трактате упоминается имя Равы (великого мудреца эпохи составления Талмуда)?». Юноша подумал несколько минут и ответил: «Ровно 52 раза». Все бросились проверять, но раби Шнеур Залман остановил их: «Ответ верный. Мне нечему учить этого мальчика»…
Но не столько своими способностями, сколько любовью к евреям прославился раби Мордехай Дов. И заслужил от своих хасидов любовь не менее горячую. Однажды его жена пожаловалась, что он заботится о бедных больше, чем о своем доме. На это он сказал: «Я поступаю, как научил меня твой отец. Если бы я не был его учеником, то не получил бы в жены его дочь-праведницу». Говорят, она тут же успокоилась.
БлОготворительность рава Реувена Пятигорского
Рав Симха Коэн,
из цикла «Еврейский дом»
Тот факт, что жена мало его благодарит, не проистекает из ее злой натуры или из того, что она не ценит его личность или действия
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Жертвоприношения демонстрируют близость человека ко Всевышнему. Еврей, который подчиняет свои мысли Творцу, возвышается над физической природой.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.
Рав Зеев Урман
Как встретились израильский и американский еврей, и что из этого вышло. История о Провидении.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Истории о праведниках, демонстрирующие их внимание к ближнему. Почему Хафец-Хаим говорил о еде?
Рав Шауль Вагшал
В целях получения ссуды нельзя льстить потенциальному заимодавцу. После ее получения запрещено оказывать заимодавцу дополнительные услуги, которые не оказывались в прошлом. Всё это может подпадать под запрет о взимании процентов.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Лейб-Нахман Злотник
На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
После выхода из Египта евреи обрели физическую свободу. Разум в наиболее глубоких духовных его проявлениях пришел к ним только после дарования Торы. Отсчитывая омер, мы идем по следам наших предков.