Волосы занимают промежуточное положение между телом человека и его одеждой. С одной стороны, волосы оказывают духовное влияние на мир, будучи воплощением меры суда. С другой стороны — волосы украшают и придают достоинства. Замужние женщины обязаны покрывать волосы. Скорбящие — не стригутся. Тора обязала назира, левита и человека, излечившегося от мецора, сбривать волосы. Существуют особые законы по поводу окрашивания волос, подстригания бороды, бритья волос на теле и обращения с волосами в субботу.
Оглавление
Духовная сила волос [↑]
В Торе о создании Хавы написано: «И отстроил Господь Б-г сторону, которую взял у человека, (чтобы ему быть) женой, и привел ее к человеку». (Берешит 2:22). То есть недостаточно было отделить от человека сторону, грань, её нужно было достроить, то есть придать ей соответствующую форму и суть. Но если женщина была образована путём отделения готового образа от общего тела, какая надобность в таком существенном преобразовании?
На этот вопрос Гемара отвечает, что «строительство» относится не к телу женщины, а к ее волосам. Вс-вышний, словно желая придать Хаве привлекательность, заплёл ей волосы. Но, спрашивает Бен Йеоядо, зачем для создания прически Хавы понадобилось вмешательство Вс-вышнего?
Дело в том, что в волосах, впрочем, как и в любом человеческом органе, заключено средство, которым человек влияет на духовное состояние мира.
Известно, что мужчина стрижёт волосы на голове. Этим самым, считают мудрецы, он ослабляет действие сил, ответственных за воплощение меры суда, с которой волосы имеют мистическую связь. Пейсы на висках оставляются намеренно, ибо не годится полностью лишать силы меру суда — без этой меры мир не мог бы существовать.
Но женщина, являясь конечным итогом Творения, основой основ практического исполнения Закона — а мера правосудия зиждется на этом исполнении, — сняв волосы, способна привести к полной отмене меры суда. Более того, для укоренения этой меры, женщина не только не стрижёт волос, она отращивает их.
С другой стороны, по этой же причине женщине надлежит заплетать косы. Заплетая волосы, женщина как бы упорядочивает меру правосудия (Бен Йеоядо, Брахот, 61,1; Китвей Аризаль, Шаар а-Мицвот, глава Кдошим). Таким образом, создавая тело Хавы, Вс-вышний заплел ей волосы, тем самым усмирив и подчинив меру суда, ибо подчинение и усмирение необузданных сил является одним из признаков полного исправления человека.
Женские волосы [↑]
Известно, что замужние женщины никому не показывают своих волос, кроме мужа — и то, только в разрешенные дни. Обязанность женщины покрывать волосы является законом Торы. В Книге Бемидбар приводятся законы Сота. Сота — женщина, которую муж начал подозревать в связи с другим мужчиной и предупредил, чтобы она не уединялась с ним. Если же она, несмотря на это, уединилась с тем мужчиной и нет доказательств, что между ними произошло что-то более серьезное, ее приводят в Храм. Там коэн проверяет, вступила ли она в связь с тем мужчиной, давая ей выпить специальную воду (подробнее см. Бемидбар 5:12-31).
Сказано, что при этом коэн распускает ее волосы, это один из элементов процедуры проверки. Отсюда мы делаем вывод, что волосы еврейской женщины обычно были собраны и покрыты. Раши добавляет: коэн распускает волосы этой женщины, чтобы унизить ее — в наказание за то, что она распустила их, чтобы привлечь того человека, с которым уединилась, несмотря на предостережение мужа. Отсюда следует: если волосы женщины не покрыты, это унижает ее. Появляться на людях с непокрытыми волосами — нарушение законов скромности, упомянутых в Торе.
Замужняя женщина должна покрывать волосы, так как с момента замужества волосы становятся одной из тех «частей тела», которые должны быть закрыты. Кроме того, головное покрытие показывает, что женщина замужем.
Мишна Брура (75:14) приводит высказывание книги Зоар о том, что тщательное соблюдение женщиной законов покрытия волос положительно влияет на обстановку в доме и на судьбу её сыновей.
Устная Тора разъясняет, что волосы женщины — ее украшение, они привлекают (на подсознательном уровне) особое внимание мужчин. «Волосы женщины имеют потенциал возбуждения» (трактат Брахот, лист 24). Важно подчеркнуть, что речь идет не о красоте прически, но в первую очередь — о духовных явлениях.
В принципе, и девушки тоже должны были бы ходить с покрытой головой. Однако такое требование к ним не предъявляется, так как в жизни девушки (молодой женщины, которая еще не вышла замуж) действуют в «высших мирах» принципы, о которых говорится в книге Шир а-Ширим («Песнь песней»): «Закрытый сад, сестра моя, невеста; источник сокрытый, родник запечатанный» (Шир а-Ширим, 4:12).
Эта закрытость «женского центра» девушки — ощущается, но после того, как она выходит замуж, ее «сад», «источник» и «родник» открываются и остаются открытыми. Поэтому женщина должна ходить в головном уборе, даже если она — разведенная или вдова.
Хазон Иш пишет, что незамужним разрешили не покрывать волосы из-за того, что мудрецы не хотели сильно утруждать людей. Достаточно, чтобы замужние женщины покрывали волосы.
Хатам Софер (к Недарим 30 б), дает еще одно объяснение тому, что незамужние женщины не обязаны покрывать волосы. Мужчины обязаны покрывать голову, в том числе, из-за запрета следовать обычаям неевреев (Таз на Эвен а-Эзер 8). Ведь у неевреев принято заходить в молельные дома без головного убора. А обычай нееврейских женщин, наоборот, заходить туда именно в головном уборе. Поэтому наши мудрецы постановили: незамужние еврейские девушки не обязаны покрывать волосы. Тогда это не будет похоже на следование чужим обычаям.
Среди законов чтения молитвы Шма (Шулхан Арух 72:2) есть запрет читать Шма, если напротив — замужняя женщина с непокрытыми волосами, даже если это собственная жена, т.к. это вызывает недолжные мысли. Но если это незамужняя девушка, то запрета нет, ведь они обычно не покрывают волосы.
Существует мнение, что даже незамужним девушкам всё же не следует ходить с распущенными волосами; надо собирать их в косу или в хвост (Маген Авраам75:3, Мишна Брура 75:12). Так обычно и поступает большинство еврейских девушек. Однако есть мнение, которое «облегчает» закон в этом вопросе (Махацит а-Шекель, Маген Гиборим).
В книге рава Песаха-Элияу Фалька «Оз вэ-адар левуша» («Могущество и великолепие — облачение её») указывается: «Прическа должна быть аккуратной и скромной, девушке надо стараться придерживаться “золотой середины”. С одной стороны, чтобы прическа была тщательно уложенной и изящной, но не вызывающей, не бросалась в глаза… С другой стороны, девушке запрещено пренебрегать своим внешним видом, а волосы, их конфигурация играют очень важную роль в общем облике.
Поэтому волосы должны быть аккуратно уложены, не выглядеть чересчур длинными или объёмными, а также нечесаными, с эффектом “небрежности”. Следует, не впадая в ту или иную крайность, следить, чтобы прическа была приятной, даже красивой и производила достойное впечатление. Ведь еврейская девушка — Царская дочь, и её внешний вид должен об этом свидетельствовать».
Борода [↑]
По мнению мудрецов, волосы в чем-то схожи с одеждой, поэтому они, как и одежда, выполняют двойную функцию: служат «оболочкой» для человека, «защитным слоем», а также — его «визитной карточкой», «фасадом» и «лицом». Достойного человека одежда и борода должны украшать и придавать ему достоинство. Талмуд называет бороду адрат паним — «великолепием лица» (Шабат 152а).
Поэтому царь Моава, захотев унизить послов царя Давида, обрезал каждому половину одежды и половину бороды. После этого Давид велел им оставаться в Йерихо, пока вновь не отрастет борода (Шмуэль II 10:4-5). Комментаторы отмечают: обрить оставшуюся половину бороды и так восстановить симметрию — не помогло бы, потому что, как объясняет Мальбим, борода и длинная одежда были в те времена «великолепием лица». Появление на людях без бороды было подобно появлению без одежды: даже если формально никакой запрет не нарушался, на практике это был невыносимый позор.
Известно, что, хотя, согласно Талмуду (Бава Мециа 84а), раби Йоханан был необычайно красив, его имя не появляется в списке людей, чья красота была подобна красоте созданного Самим Б-гом Адама, поскольку у него не было бороды. Красота была, но не хватало определенной доли «великолепия», и это был уже не совсем идеальный образ.
А Адам был идеальным потому, что человек был создан по образу и подобию Б-га. Волосы бороды, как сообщают мудрецы, символизируют тринадцать «тикунэй дикна» — «атрибутов бороды». Что это значит? Борода удлиняет лицо. Слово «апаим» (или арамейское «анпин»), которым в этом контексте мудрецы называют лицо, может также означать «ноздри». А слова «короткое» и «длинное» в этом случае обозначают дыхание. Короткое, учащенное дыхание — признак возбуждения и нетерпения. Медленное дыхание, глубокие вдохи и выдохи — признак терпения и успокоения.
То есть борода символизирует терпение Б-га и, в целом, — переход от строгого суда, на котором с подсудимым «короткий разговор», к милосердию и жалости. Поэтому тринадцать «атрибутов бороды» соответствуют тринадцати «мидот рахамим» — атрибутам милосердия Б-га, один из которых «эрех апаим» — Долготерпеливый, Готовый ждать, пока человек раскается и исправит свои дела. А поскольку этот мир ограничен и неспособен вместить безграничное терпение и милосердие Б-га, оно ограничено здесь тем, что представлено бородой — не частью тела, а тонкими волосами.
Таким образом, борода является одним из неотъемлемых атрибутов образа человека, который уподобляет его Б-гу, она символизирует милосердие и терпение. А отсутствие бороды — неполнота этого образа, слишком «короткий разговор».
Написано в Торе (Ваикра, 19:27): «Не стригите краёв волос вокруг головы вашей (пеат рошхэм), и не порти края бороды твоей (пеат зканэха)». Строго по закону, запрещено только «уничтожать» («лё ташхит») бороду посредством «сбривания» («лё йегалеху»), срезая волосы лезвием бритвы под корень. Запрещено обстригать по кругу голову, удаляя полностью волосы на висках. Главное — не удалять волосы на висках, стрижка по кругу упомянута потому, что так было принято стричься у языческих священников.
Можно срезать бороду ножницами, которые оставляют нижнюю часть волоса, или электрической бритвой, если ее лезвия действуют, как ножницы (в этом плане отнюдь не все бритвы кошерны). Такое срезание не определяется как «уничтожение». Также разрешено удалять волосы с помощью мазей и кремов, т. к. это не является «сбриванием».
Большинство евреев не ограничивается простым исполнением Закона. Они специально отпускают на висках волосы подлиннее. У йеменских евреев даже принято называть пейсы симаним — признаки. По этим признакам еврея видно издалека, и это тоже очень важно для нас — чтобы еврей не боялся быть евреем.
Первая заповедь Торы, относящаяся к телу, которую ребенок «выполняет» (кроме обрезания), — запрет остригать «край головы». При первой стрижке мальчику оставляют пейсы — «края». Источник обычая не стричь мальчика находим в книге Каванот (Каванат Корбан Песах) раби Хаима Виталя. Там раби Хаим Виталь рассказывает о том, что его учитель Аризаль (Ари аКадош) подстриг своего сына в день Лаг баОмер на могиле раби Шимона бар-Йохая.
Волосы и траур [↑]
Когда умирает близкий человек, в соответствии с законами траура, нельзя в течение всего первого года бриться и стричься. В те дни, что мы скорбим по разрушенному Храму (бейн амецарим: с 17 тамуза по 9 ава), мы также не стрижем волосы. В данный запрет входят волосы на голове и теле, борода. Разрешено подрезать усы, если они мешают человеку есть. Скорбящий, чей 30-дневный период траура окончился в ходе бейн амецарим, может побриться или подстричься до рош ходеш ав. Человек, который обычно бреется каждый день и вынужден продолжать бриться в течение этого периода по причине деловых или денежных потерь, тем не менее должен прекратить бриться с рош ходеш ав или, как минимум, с начала той недели, на которую приходится 9 ава.
Многие алахические авторитеты считают, что этот закон о стрижке волос касается и мужчин, и женщин. Если у женщины избыток волос на висках, то ей, возможно, разрешено удалить их, чтобы они не выбивались из-под головного убора. Замужняя женщина или такая, которая находится в брачном возрасте, может удалять волосы на ногах даже с рош ходеш ав вплоть по 9 ава.
В честь обрезания, проводящегося в бейн амецарим, моэль, сандак и отец младенца могут подстричь волосы и побриться, но только до начала той недели, на которую приходится 9 ава.
В знак памяти о трагическом исходе восстания Бар-Кохбы, а также о 24000 учениках раби Акивы, погибших в дни между праздниками Песах и Шавуот, принято соблюдать некоторые законы траура в этот период. В дни счета омера не играют свадеб, не устраивают никаких веселий, а также не стригутся и не бреются. Парик в этот период подстричь разрешено. Девушки и женщины, которые обычно удаляют волосы в косметических целях, могут делать это и в дни сфират а-омер.
Не стригут волосы также и в холь-амоэд, но совсем по другой причине. Стражам (сменам) коаним и левиим, а также специальным людям, которые наблюдают за ними, запрещено стричься и бриться в ту неделю, когда их очередь работать в Храме, — чтобы они заранее позаботились об этом и не появились на службе в неопрятном виде. По той же причине нельзя стричься и бриться в холь а-моэд — чтобы человек нашел время подстричься и побриться до холь а-моэда и не выглядел неопрятным в праздничные дни. Усы, впрочем, подстригать можно.
Есть несколько категорий людей, которым разрешено бриться и стричься в холь а-моэд, в частности, тому, кто освободился из заключения, вернулся из путешествия, где не было возможности подстричься и побриться и т.п.
Кто и когда обязан сбривать волосы? [↑]
Сказано в Сифре (Мецора): «Трое обязаны сбривать волосы, и это обривание — заповедь: назир, человек, излечившийся от цараат, и левиты». И если левиты были обязаны обрить волосы только в Синайской пустыне, и это повеление не распространялось на последующие поколения, то для назира и излечившегося от цараат бритье волос остается обязательным в последующих поколениях.
Назиром называется человек, который дал обет в течение 30 дней не пить вино и виноградный сок, есть виноград, изюм и другие продукты из винограда. Он не должен стричь весь этот период волосы головы, а также прикасаться к умершему или находиться с ним под одной крышей. По истечении срока своего обета назир обязан обривать голову и приносить соответствующие жертвы.
Еврейский богатырь Шимшон был назиром и понимал, что источник его силы — в святости назирута: «Бритва не касалась моей головы, ибо я — назир Б-га от чрева моей матери. Если бы я был обрит, то покинула бы меня сила, и я бы обессилел, и стал бы как все люди».
Какая связь между волосами и мэцора? Рав Шимшон-Рефаэль Гирш (Ваикра 14:8) объясняет процедуру очищения мэцора — человека, пораженного язвой цараат. Он злословил и сплетничал, разжигая вражду, за что был поражен язвой, изгнан за пределы лагеря и отлучен от общества. Это значит, что он неправильно построил отношения с обществом, слишком замкнулся в себе. Поэтому ему следует омыть свою одежду и обрить все волосы — снять оболочки, явно ставшие слишком плотными, стать в большей мере частью общества и заново выстроить с ним отношения.
По той же причине обривались, начиная службу, левиты (Бемидбар 8:7). Начиная служить Б-гу и народу, они должны были в особой мере отдать себя обществу и пожертвовать частной жизнью, снять все оболочки, освободившись от «лишнего», «добавленного». Ведь волосы, растущие на человеческом теле, символизируют некое «дополнение» к тому, что являет собой человек.
Окрашивание волос [↑]
Окрашивание волос — известное косметическое средство, к которому очень часто прибегают женщины, которые хотят выглядеть моложе своих лет или думают, что другой цвет волос сделает их более привлекательными. Не существует запрета для женщины украшать себя, и, в том числе, можно красить волосы — как девушкам, так и замужним женщинам — чтобы быть красивой в глазах мужа.
Иногда мужчины делают то же самое: некоторые мужчины седеют раньше времени и стесняются этого, иногда они думают, что седина может повредить им при трудоустройстве или женитьбе.
Многие авторитеты разрешили мужчинам красить волосы при определенных условиях, и не только в том случае, если седеет половина головы: мужчине, поседевшему слишком рано, если он хочет покраситься не для красоты — разрешают это сделать.
Рав Мордехай Эпштейн («Левуш Мордехай» пар. 24) разрешает красить волосы человеку, желающему поступить на работу в молодежный коллектив, но лишь в том случае, если он действительно молод, физически активен, и красится не для красоты. Проблемы обмана (утаивания настоящего возраста) в наше время нет, так как сегодня все заполняют анкету, в которой указывается настоящий возраст.
Волосы на теле [↑]
Женщине не запрещено убирать волосы на любых частях тела. Это называется дэрех нашим — «женский обычай». Именно как «женский обычай» это запрещено мужчинам. Женщине же это разрешено и не считается вмешательством в волю Творца, в отличие, например, от пластических операций. И если женщине приятней удалять волосы в определённых местах, то изначально желательно делать это каждый раз перед окунанием в микву — т.к. она воспринимает отросшие волосы как помеху, т.е. как инородное тело.
Волосы в субботу [↑]
Срезание волос относится к одной из 39 запрещенных в субботу работ — гозез («стрижка»). Поэтому запрещается не только стричь, но и вырывать любые волосы из тела человека. Необходимо проявлять осторожность, когда какой-либо предмет запутался в волосах, и не вытаскивать его, чтобы не вырвать волос. Аналогично, прочищая глаза, нос или уши, снимая пластырь с тела, надо стараться не совершить запрещенного действия.
Мудрецы запретили причёсываться в шабат обычной расчёской: при пользовании такой расчёской часто вырываются волосы, и это является псик рейша. Поэтому принято использовать мягкую щетку, предназначенную специально для шабата, которая при причёсывании не вырывает волос. Принято не делать пробора в волосах с помощью какого-либо предмета, но разрешается сделать пробор пальцем.
При расчёсывании парика в шабат следует придерживаться тех же правил, что и в отношении волос на теле. Есть авторитеты, облегчающие в этом вопросе, и в случае необходимости можно найти способ немного подправить волосы парика, например, сломанной расчёской, на которой осталось лишь несколько удалённых друг от друга зубцов — при условии, что парик был хорошо причёсан до начала шабата.
Есть авторитеты, разрешающие опрыскивать уже сделанную причёску в шабат различными парфюмерными средствами, например, лаком для волос, только когда причёска полностью готова и больше не требует никакого вмешательства — даже пригладить волосы рукой. Но все время, пока волосы окончательно не уложены, это запрещено по всем мнениям. Таков же закон относительно парика, но, в отличие от обычных волос, парик не следует опрыскивать ароматной парфюмерией. Поскольку парик — не часть тела, а одежда, ему, как и остальной одежде, запрещается придавать в шабат запах.