Из цикла «Законы шабата в кратком изложении», темы: Суббота, Шаббат, Еврейский закон, 39 мелахот, Яков-Йехезкель Позен, Запреты в Субботу, Стрижка, Волосы
Срезание волос у человека или животного (даже мертвого), а также вырывание перьев у птицы относится к мелахе стрижка (гозез) и запрещено в шабат Торой. Точно так же отрезающий ногти нарушает запрет стрижки И даже отрывание ногтей рукой без помощи какого-либо инструмента запрещено. Запрещается также отрывать заусенцы вокруг ногтя или засохшую кожу с губ — все это входит в мелаху гозез. (См. выше в мелахе жатвы, где мы писали, что есть поским, говорящие, что в этом случае нарушается также запрет удаления предмета с места его роста, т.е. запрет жатвы).
В предыдущем пункте мы уже писали, что мелаха стрижки относится также и к мертвому. Например, запрещено вырывать волосы (или шерсть) из шкуры мертвого животного, даже если ее уже отделили от мяса. Запрещается также ощипывать мертвую птицу. А есть и добавляющие, что запрещается также вырывать оставшиеся перья из уже сваренной птицы. Поэтому правильно дочистить птицу перед наступлением шабата. И все же в случае необходимости, когда (вареную) курицу так и не дочистили до шабата, можно положиться на мнение, разрешающее сделать это в шабат. Однако по всем мнениям следует проследить за тем, чтобы делать это непосредственно перед едой, чтобы избежать совершения мелахи отбора; поскольку перья нам не нужны, они считаются «отходами», и, подобно отделению кожуры от фруктов, разрешается отделять их только непосредственно перед едой.
Поскольку срывание волос с неживого запрещено в той же степени, что и с живого, надевая кожаную одежду с мехом (шубу, куртку, зимнюю шапку), необходимо быть осторожным, чтобы не вырвать волосок, потому что этим нарушается запрет стрижки.
Как уже было сказано, мелаха стрижки относится также и к человеку. Поэтому запрещается вырывать любые волосы из тела человека. Иногда совершают мелаху стрижки, оторвав даже один единственный волосок, например, седой волос из массы темных и т.п.. Потому необходимо проявлять осторожность, когда какой-либо предмет запутался в волосах, и не вытаскивать его, чтобы не вырвать волос. Аналогично, прочищая глаза, нос или уши, снимая пластырь с тела, необходимо действовать осторожно.
Мудрецы запретили причёсываться в шабат обычной расчёской: при пользовании такой расчёской часто вырываются волосы, и это является псик рейша. Поэтому принято использовать мягкую щетку, предназначенную специально для шабата, которая при причёсывании не вырывает волос.
Принято не делать пробора в волосах с помощью какого-либо предмета, но разрешается сделать пробор пальцем.
При расчёсывании парика в шабат следует придерживаться тех же правил, что и в отношении волос на теле. Тем не менее не следует пренебрежительно относиться к тем, кто облегчает в этом, потому что есть авторитеты, облегчающие в этом вопросе. И в случае необходимости можно найти способ немного подправить волосы парика, например сломанной расчёской, на которой осталось лишь несколько удалённых друг от друга зубцов. И это на условии, что парик был хорошо причёсан до начала шабата. (И возможно, есть место разрешить использование для этой цели чуть более жесткой щетки, которая, подобно сломанной расчёске, не разделяет хорошо волоски.)
Есть поским, разрешающие опрыскивать уже сделанную причёску в шабат различными парфюмерными средствами, например лаком для волос, только когда причёска полностью готова и больше не требует никакого вмешательства — даже пригладить волосы рукой. Но все время, пока волосы окончательно не уложены, это запрещено по всем мнениям. Таков же закон относительно парика, но, в отличие от обычных волос, парик не следует опрыскивать ароматной парфюмерией. Поскольку парик не часть тела, а одежда, ему, как и остальной одежде, запрещается придавать в шабат запах.
с разрешения издательства Швут Ами
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»