Оглавление
Понятие скромности во внешнем виде ↓
В чем идея скромности в одежде? ↓
Почему человек вообще одевается? ↓
Если жарко, то для чего надевать на себя лишнее? ↓
Разве по дому нельзя ходить как хочется? ↓
Принципы скромности в женской одежде ↓
Понятие скромности во внешнем виде [↑]
В Иудаизме скромность — одно из самых главных положительных качеств, которые надо воспитывать в себе всю жизнь. Сказано о пророке Моше, что он «был самым скромным (кротким) из людей, когда-либо живших на земле (в прошлом и будущем)».
Однако, есть скромность по отношению к людям, но есть и другая скромность — скромность внешних проявлений, в том числе — скромность внешнего вида, которая выражается в платье, прическе и пр.; она называется цниют.
Соблюдение правил скромности предписывается как мужчине, так и женщине, и, как ясно из вышесказанного, правила эти касаются не только одежды. Наша манера поведения и речи тоже должна выражать цниют — так, чтобы было видно: мы думаем, взвешиваем каждое свое слово и действие и несем за них ответственность.
В чем идея скромности в одежде? [↑]
У евреев не принято носить нескромную одежду. Заметим, что это не имеет ничего общего с пренебрежительным отношением к другим людям или «серостью» жизни. Алаха — Еврейский Закон — дает здоровые рекомендации мужчинам и женщинам, как определить эти границы.
Сегодня мы почти каждый день слышим сообщения о том, что очередной известный человек отстранен от должности из-за сексуальных домогательств. Мужчины как никогда нуждаются в «специальных курсах», чтобы научиться быть осмотрительными.
С другой стороны, женщина также может предпринять определенные шаги, чтобы минимизировать различные нежелательные проявления и реакции со стороны окружающих, в первую очередь — со стороны посторонних мужчин. Тем более, если сам корень проблемы — именно в мужчинах: целиком устранить или исправить — это намного тяжелее, поэтому проще и эффективнее принять нормы цниюта, можем назвать их «превентивными» мерами.
Чтобы глубже и лучше понять, в чем идея скромной одежды, почему религиозные люди одеваются «по-другому», иначе, чем светские, разложим вопрос на составляющие.
1. Почему человек вообще одевается?
2. А что плохого в шортах?
3. Если жарко, то для чего надевать на себя лишнее?
4. Разве по дому нельзя ходить как хочется?
Ответим по порядку.
Почему человек вообще одевается? [↑]
Интересно, почему человек одевается, а вот животные в этом не нуждаются? Всегда ли так было? Тора раскрывает нам, что не только животные, но и Первый Человек — Адам и его жена — Хава (Ева) не нуждались в одежде. Почему? Ответ мы там же и находим. И у тех, и у других отсутствовало чувство стыда, его просто не существовало в реальности. Но только причины этого были разные. У Человека — из-за присутствия разума и духовной чистоты, а у животных по причине отсутствия и того, и другого.
Но на определенном этапе все изменилось в мире. Первый Человек нарушил единственное повеление Творца: не отведывать плодов Древа познания Добра и Зла. В этот момент в мире все изменилось, в частности появляется реальность «Греха». Адам и Хава падают с вершины духовной чистоты в великом сожалении о содеянном. Так в Мире появляется еще одна реальность — «Стыд». Ясное осознание самого себя таким, каков есть, по сравнению с тем, кем должен быть — это жгучее сожаление и есть стыд.
И когда Адам и Хава устыдились за содеянное — пришел стыд и за свое оголенное тело, ставшее гораздо более материальным, животным. Вот тогда-то и дал им Творец покрытие от стыда. На языке Торы одежда так и называется — לבוש (Левуш), от корня בושה (Буша) — стыд. Прикрывая свою животную наготу, Человек вернул себе духовный и моральный уровень, который отделяет его от животного. Одежда вернула Адаму его человеческие честь и достоинство. С тех пор, тот кто хочет быть более подобен идеалу Человека, одевается!
А что плохого в шортах? [↑]
Говоря выше про одежду, мы пока ничего не сказали про то, какая именно одежда помогла вернуть человеку его человеческий облик. Тот, кто хдит в шортах и майках по улице, также может воскликнуть: «Вот я и хожу одетым… шорты… в чем проблема?»
Действительно, на первый взгляд — он абсолютно прав. Тем более, если дело обстоит солнечным летом.
Но проблема в том, что в человеческом обществе принято одеваться более достойно. Проблема, к какой части общества вы хотите себя отнести. Чем выше находится человек в социальной иерархии, тем «больше» он одет. Судьи ходят в строгом черном одеянии, а генерал, даже одной пуговицы не расстегнет. Профессор не появится на лекции в майке, а бизнесмен не осмелится появится на Уолл Стрит без пиджака и галстука. Другими словами, чем больше человек себя уважает и уважаем другими, тем больше одежды покрывает его тело.
Если жарко, то для чего надевать на себя лишнее? [↑]
На этом этапе обсуждения возникает другой вопрос. Тот, кто в шортах, может воскликнуть: «И я хожу в костюме… когда не жарко». Да, жара — явление неприятное, но все же, осмелимся заявить, относительное.
Приведем интересное наблюдение. Лет 20 назад в Израиле водители автомобильного транспорта от жары не страдали. Точнее, было жарко, но терпимо. Когда же стало невыносимо жарко в раскаленном ближневосточным солнцем автомобиле? Тогда, когда появляется первый кондиционер в соседской машине!..
То есть восприятие жары — субъективно и зависит от психологического восприятия и настроя. Поэтому, к примеру, не так жарко потеть за пару тысяч долларов…
Когда в июльский полдень мы сравним обычного человека и религиозного еврея в костюме, то… жарко будет и тому, и тому. Но осмелимся утверждать, что еврею в костюме скорее менее жарко. Потому, что психологически перестроившись, он готов облачиться в пристойную одежду, чтобы сохранить свой человеческий облик и достоинство… Одним словом — мораль не должна зависеть от климатический условий.
Представьте следующую вымышленную сцену. Президент США дает интервью на телевидении, в студии. Как раз в этот час технический персонал решает начать забастовку с требованием повышения зарплаты. Кондиционер перестает работать… Температура подымается и вот… пораженные зрители видят следующую сцену: посередине ответа, с уверенным выражением лица, президент начинает снимать пиджак, развязывать галстук, стаскивать рубашку… Ошарашенный интервьюер осмеливается спросить о происходящем, на что президент отвечает … ж-жарко! Можно ли это представить? Скорее всего, что нет.
Спросите любого, когда он в жаркий день пойдет устраиваться на работу, как он там появится? Скорее всего не в шортах… Почему? Чтобы выглядеть уважительно…
Разве по дому нельзя ходить как хочется? [↑]
Ну, хорошо это при людях — одетыми, но дома — то можно как хочу?! И дома нельзя!… Что же теперь, удушиться в галстуке и задохнуться в костюме?!! Нет необходимости. Можно ходить и в легком тренинге, в футболке, главное, чтобы тело было покрыто. Более того, и ночью мы не раздеваемся до оголения, а ходим и спим в пижаме.
В этом проявляется одно из отличий еврейского мировоззрения. Человеческое достоинство мы соблюдаем не перед людьми, а перед Творцом! Поэтому нет разницы, где это достоинство хранить — на людях или у себя в спальне.
Творец находится везде, поэтому и еврей всегда и везде должен оставаться евреем!
Принципы скромности в женской одежде [↑]
Так как этот довольно острый часто возникает у наших пользователей (а точнее — пользовательниц), скажем пару слов о конкретных рекомендациях, принятых в Иудаизме.
Одежда — как в будние, так и в праздники — не должна бросаться в глаза, слишком привлекать внимание. С другой стороны, женщине следует быть ухоженной, опрятной, показывать свой вкус — но без «вызова». О том, «что можно закрыть, что можно показать», подробно пишет Шулхан Арух (Орах Хаим 73а).
Минимально — юбка должна покрывать колено, рукав — покрывать локоть. Никаких декольте. Принято, чтобы ноги были закрыты чулками.
Замужняя женщина не выходит из дому с непокрытой головой.
Цвет также зависит от местного обычая, от того, что носят все вокруг. Однозначно не принято в иудаизме надевать платье целиком ярко алого цвета. Всё остальное зависит от того, что носят окружающие. Но в любом случае, не следует выделяться, привлекать внимание, выбирать вызывающие цвета и расцветки.
Многим эти правила кажутся чрезмерно строгими, но поверьте, много веков евреи живут, соблюдая их, и никогда их среда не болела теми язвами, которые разъедают сегодня открытое западное общество. Вседозволенность убивает душу, не раскрепощая людей, а наоборот — делая их несчастными.