Темы: Рав Реувен Куклин, Еврейская женщина, Женщина, Адам
Здравствуйте, уважаемый Раввин! С некоторых пор мне в голову закрался вопрос, была ли создана Вс-вышним другая женщина до Хавы, данная в помощники Адаму? Заранее спасибо. До свидания.
Уважаемый !
Мне кажется, этот вопрос у Вас возник потому, что Вы обратили внимание на порядок следования стихов (псуким), в которых говорится о создании Хавы. Вначале написано (Бэрейшит 2, 18): «И сказал Господь Б-г: нехорошо быть человеку одному; сделаю ему подмогу, соответственную ему». А затем написано (стих 19): «И образовал Господь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их…» Отсюда следует, что все эти существа были созданы, чтобы стать человеку «подмогой соответственной» (эзер ке-нэгдо). Поэтому Вы, возможно, предположили, что, может быть, среди этих созданий были и другие женщины.
Ответ на Ваш вопрос содержится в следующем стихе (Бэрейшит 2, 23): «И сказал человек: сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей; она будет называться иша (женщина), ибо от иш (мужчины) взята она». Из того, что написано «сей раз» (буквально «на этот раз»), мы можем сделать вывод, что только на этот раз была создана женщина, которая являлась «костью от костей» и плотью от плоти Адама. Отсюда ясно, что до того Всевышний не создал ни одной женщины, подобной Хаве, которая являлась бы частью Адама и была бы дана ему как «подмога соответственная».
Однако предположение, которое Вы сделали, основываясь, видимо, на порядке следования стихов, — справедливо и верно. «Все животные полевые» и «все птицы небесные» были созданы ради создания женщины как «подмоги соответственной».
Объяснение этому следующее.
Человек радуется только тому, чего ему недоставало прежде. Всевышний хотел, чтобы человек радовался своей жене и любил её, как самого себя. И ради этого, прежде чем создать женщину, Всевышний дал Адаму почувствовать, насколько ему её не хватает. Для этой цели Всевышний создал существа, которые не могут быть человеку «подмогой соответственной», и привёл их к Адаму. И Адам, исследовав сущность каждого из них, дал им имена. Следует знать, что имена в святом языке — не результат «соглашения» между людьми называть различные вещи так или иначе; имена выражают сущность этих вещей, как уже упоминалось (см. «Приведите примеры, что святой язык — иврит — выражает сущность предметов»). Поэтому для того, чтобы дать имя каждому животному, Адам должен был понять их сущность. [Это то, о чём говорится в стихе: «…и привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их. И как назовёт человек всякое живое существо, так и имя его» (Бэрейшит 2, 19). То есть, понимание Адамом сущности этих животных и птиц, выраженное в данных им именах, было истинным]. Но после того как Адам понял сущность этих созданий и понял, что ни одно из них не может ему быть «подмогой соответственной», он ощутил, насколько ему не достаёт женщины, которая была бы «костью от его костей» и «плотью от плоти его». (Как написано: «И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным, и всем зверям полевым; а для человека не нашёл он подмоги соответственной» — только после того, как нарёк имена, не нашёл подмоги соответственной). Всевышний навёл на Адама крепкий сон и отделил от него цела (на святом языке это слово означает «сторона», как в Шмот 26, 20: У-лэ-цела а-мишкан — «И для другой стороны скинии…»), и создал из цела женщину. И Адам, поняв, что только эта женщина может быть ему «подмогой соответственной», сказал с радостью: «Сей раз это кость от моих костей и плоть от плоти моей».
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Тора — Танах
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его