Темы: Гиюр, Ципора Харитан, Каббала, Заповеди, Женщина, Головной убор, Самосовершенствование, Обычаи
Здравствуйте. Я начала соблюдать Тору. Я замужем, у меня сын и дочь. Четыре месяца назад я покрыла голову, надеваю парик или платок при каждом выходе из дома, перед мужем и перед детьми.
У меня вопрос: как может навредить непокрытая голова женщины ее ребёнку и мужу?..
Я задавала вопрос своей рабанит (она говорит, что так по Каббале и что там точно нет объяснения, а просто написано, что это вредит, но непонятно точно, как).
Я понимаю, как вредит несоблюдение кашрута (так как пища — строительный материал для нашего тела и т.д.), я понимаю законы ниды (семейной чистоты), я понимаю все наши посты и праздники, цниют (скромность) я тоже понимаю.
Но ведь если мама одета скромно и просто не покрыта голова — я не понимаю: в чем здесь проблема??? Весь день быть с покрытой головой — это очень сложно, я ведь дома в это время... Спасибо большое, буду ждать ответа!!! N.
Уважаемая N.,
Во-первых, честь Вам и хвала за Ваше серьезное отношение к заповедям и постоянное продвижение, самосовершенствование.
Что касается покрытия головы, то есть несколько уровней в соблюдении этой заповеди. По Торе замужняя женщина не имеет права выходить на улицу с непокрытой головой. И это — из соображений скромности.
Еврейские женщины взяли на себя обязанность покрывать голову в присутствии посторонних людей в своем доме.
Кроме того, так как волосы являются одним из главных украшений женщины и притягивают мужские взгляды, то в период, когда жена запрещена мужу, она покрывает голову и дома в его присутствии.
Очень многие женщины, у которых дети уже подросли, покрывают при них голову всегда, чтобы не возникало вопросов: мама, а почему на этой неделе так, а на прошлой — по-другому?
Что касается каббалистических соображений, то, как мы уже неоднократно писали на сайте, это — не уровень обычных людей и не надо им следовать на начальных этапах приближения к иудаизму. А тем, кому очень сложно, — и позже не надо им следовать.
Потому что Каббала — это целая система, и тот, кто по этой системе не живет (а обычные люди совершенно не обязаны так жить), не должен «выдергивать» какую-то одну деталь и беспокоиться, что ее несоблюдение может повредить. Так как от этого человека в принципе не ожидается соблюдение правил Каббалы.
Поэтому советую обсудить с мужем уровень Вашего соблюдения. И если Вы дома очень устаете и раздражаетесь из-за необходимости постоянно покрывать волосы, вполне можно договориться о чем-нибудь легком и символическом в присутствии домашних.
Всегда ощущаю, что перебор в соблюдении отдельных обычаев и заповедей ведет к тому, что люди начинают чувствовать: выполнение заповеди очень тяжело и утомительно. А это может иметь гораздо более тяжелые последствия для семейных отношений, чем несоблюдение каббалистических обычаев.
Если со временем Вы почувствуете, что головное покрытие Вам уже не мешает и не докучает, всегда можно пересмотреть свое решение вместе с мужем, добавив «бли нэдэр» («без обета»).
Что касается Вашей рабанит, то она, безусловно, права: не всякий обычай по Каббале можно объяснить в рамках простой человеческой логики. Но, повторяю, не вижу нужды на этом этапе жизни брать на себе подобные обычаи.
Желаю Вам много счастья и радости в семейной жизни и духовного роста — этап за этапом, а не «прыжком».
С уважением Ципора Харитан
Рав Берл Набутовский
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Рав Овадья Климовский
Почему не какое-нибудь другое существо?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь