Темы: Измена, Развод, Женщина, Муж и Жена, Депрессия, Уважение, Мирьям Климовская, Насилие, Зависимости
«Повелели мудрецы жене уважать мужа свыше всякой меры, и пусть будет на ней страх пред ним, и пусть делает всё в соответствии с его указанием, и пусть будет он в её глазах как вельможа или царь, пусть она поступает, как желанно его сердцу, и устраняет всё, что ему отвратительно».
Независимо от того, как он себя ведёт, его надо уважать?.. Т. е. алкоголика, наркомана, бьющего жену и детей, игромана, гулёну и т. д. — нужно уважать? N.
Уважаемая N.!
Прежде всего, давайте договоримся, о каком обществе идет речь. Если о таком, где девушек насильно выдают замуж без права на развод и муж «традиционно» утверждает свою власть над женой побоями, то там такой вопрос и не возникает: если жена не будет «уважать мужа свыше всякой меры», она об этом горько пожалеет.
Разумеется, наши мудрецы имели в виду совсем не такую семью: в традиционной еврейской семье женщина пользуется огромным уважением и имеет право потребовать развода, если муж ведет себя недостойным образом или если они совсем не подходят друг другу.
Мужчина — это тот, кто берет на себя ответственность за духовное и материальное благополучие семьи, а алкоголик или наркоман на это неспособен. Таким людям необходимо лечение, только после этого с ними можно строить то, что называется «семьей».
Но даже если у мужа нет тяжелых зависимостей, жена не обязана терпеть насилие или измены, а тем более — подвергать опасности жизнь или благополучие детей. К сожалению, иногда бывают ситуации, когда развод — наилучший или даже единственный выход, несмотря на принятую у евреев установку прилагать все усилия, чтобы сохранить семью.
Если же жена считает, что брак можно сохранять, несмотря на его проблемы, то — возможно, Вы удивитесь, — именно так она и должна себя вести по отношению к мужу. Принимать мужа таким, как он есть, и не пытаться его изменить, и уж точно не рассчитывать добиться перемен в его поведения с помощью ругани или критики — это ведет не к решению проблем, а к их усугублению и созданию новых.
Уважать его, выполнять его желания, не делать того, что ему неприятно и т. п. Только в таком случае, возможно — но не обязательно! — поведение мужа со временем изменится в лучшую сторону.
Конечно, конфликты и разногласия надо стараться разрешать: или упомянутым способом, применяя женскую мудрость, или обращаясь за помощью к специалисту — раввину, психологу, семейному консультанту. Но и это необходимо делать с максимальной деликатностью, чтобы не уязвить достоинство мужа.
И не надо постоянно проверять, выполняет ли он всё, что ему предписано по отношению к жене. Счастливым может быть только тот союз, где каждая сторона старается наилучшим образом выполнить свои обязательства, а не следит за тем, как другая сторона выполняет свои. Это относится не только к супружеству, но и к работе, и к обществу в целом.
А если жена считает, что мужа уважать не за что, то перед ней стоит особая задача: поработать над собой так, чтобы научиться видеть в нем хорошее и меньше обращать внимание на недостатки.
Так Тора предписывает относиться к каждому человеку, если он — не законченный злодей, и тем более — к нашим близким, которых нам полагается уважать. И один из путей этого достичь — заботиться об их нуждах, всячески выражать уважение внешне, что, в конце концов, поможет нам прийти к уважению внутреннему.
Пусть Б-г поможет нам всем построить счастливые семьи и всю жизнь наслаждаться супружеской гармонией.
С уважением, Мирьям Климовская
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его