Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему прелюбодеяние считается таким страшным преступлением?

Темы: Запреты, Скромность, Прелюбодеяние, Секс, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Вопрос Б. Набутовскому. Прошу, пожалуйста, подробно разъяснить, почему именно прелюбодеяние является самым страшным преступлением наряду с кровопролитием и идолопоклонничеством, где очевидно человек идет против Б-га, поклоняясь ли идолам, либо лишая другого человека жизни, данной Всевышним. Прелюбодеяние (супружеская измена) же наглядно напрямую не противоречит. Почему говорится, что «не вступать в связь с замужней женщиной» (но не вступать женщине в связь с женатым мужчиной)? Прошу Вас очень дать развернутый ответ. Думаю, он для всех очень важен.

Отвечает рав Берл Набутовский

Неравенство между полами

С точки зрения Торы, отношения между мужчиной и женщиной не симметричны. Объясняется это очень просто: для симметрии требуются две одинаковые части, а мужчина и женщина не одинаковы.

К сожалению, в последнее время в этом вопросе возникла некоторая путаница. В декларации независимости США сказано: «Аll men are created equal», что означает: «Все люди созданы равноправными». Некоторые полагают, что слово equal означает «одинаковый». Это не так. Если бы отец американской демократии Томас Джефферсон хотел сказать, что все одинаковы, он бы использовал слово same или identical. На самом же деле ему, да и любому нормальному человеку, было совершенно очевидно, что все люди созданы абсолютно разными. Так как человеческие понятия о справедливости очень ограничены, нет никакой возможности учесть различия между людьми при создании законодательства. Поэтому наибольшая справедливость достигается тогда, когда закон рассматривает всех людей как равноправных. Это то, что имели в виду отцы американской демократии. Тора примерно так же подходит к вопросам собственности, ущербов и т.п. — потому, что решение этих вопросов Тора доверила людям. Еврейский суд обязан судить людей и вынужден относиться ко всем им как к равноправным юридическим лицам. Но это не значит, что с точки зрения Торы все люди идентичны.

В последнее время возникли различные движения, которые запутались в этом вопросе и пришли к выводу, что все люди одинаковы. Движение феминизма, которое начинало свое существование как борьба за права женщин, в некоторых случаях переродилось в борьбу за то, чтобы сделать из женщины мужчину. А это так же нереально, как сделать из рыбы корову! Талмуд (Шабес 62а) говорит, что женщины — это отдельный народ! Вдумайтесь в то, что происходит. Ведь нет более тяжёлой задачи для женщины, чем быть мужчиной, и нет худшего ущемления прав женщин, чем лишение их права быть женщинами! Попытка «приравнять» женщину к мужчине это и есть настоящее женоненавистничество.

Если мужчина и женщина не «идентичны», понятно, что когда речь заходит об отношениях между полами, невозможно рассматривать союз между мужчиной и женщиной как союз между двумя «одинаковыми» партнёрами. Поэтому и о симметрии не может идти речи.

Некоторые детали запрета прелюбодеяния

Запрет прелюбодеяния относится в первую очередь именно к связи с замужней женщиной. При этом статус мужчины играет второстепенную роль. Запрет настолько строг, что изменившая мужу (не дай Б-г) жена не имеет права оставаться его женой. Муж, который серьёзно подозревает свою жену в измене, не имеет права продолжать жить с ней. При определённых обстоятельствах жена может быть запрещена мужу только из-за того, что уединилась с мужчиной, с которым муж запретил ей уединяться. Такая женщина называется сойта — «блудница». В Талмуде сказано, что следует (существует заповедь) развестись с женщиной, которая ведёт себя развязно на публике или в присутствии чужих мужчин. Всё это можно подытожить так: неверная жена — это не жена!

Неверность со стороны мужа — менее тяжкое преступление. Муж, который (не дай Б-г) изменил жене, ещё может сохранить семью. Элемент симметрии и равенства: если одинокий мужчина вступает в связь с замужней женщиной, его преступление не менее серьёзно, чем её. Внебрачная связь с одинокой (то есть, не бывшей замужем или официально разведённой, получившей гет) женщиной запрещена, но не является прелюбодеянием в полном смысле этого слова.

Асимметрия проявляется также и в отношении Торы к многоженству (полигинии), которое разрешено Торой (но запрещено мудрецами). С другой стороны, женщина не может выйти замуж за нескольких мужчин одновременно. После того, как женщина выходит замуж, или, по выражению Талмуда, «посвящается» одному мужчине, её посвящение другому просто не сработает. Другими словами, с точки зрения Торы, многомужество (полиандрия) не просто запрещено, это полная бессмыслица![i]

Объяснение причин неравенства между полами

Итак, отношения между полами не симметричны. Из приведённых выше законов мы уже получили какое-то представление о том, как именно выглядит асимметрия в отношениях между мужчиной и женщиной. Теперь давайте попытаемся понять, что является причиной этой асимметрии и почему она проявляется именно таким образом.

Маараль из Праги объясняет, что в идеале взаимоотношения мужчины и женщины подобны взаимоотношениям формы и материи. Мужчина — это форма. Он — во главе семьи. Именно он в первую очередь должен направлять жену и семью, определять ценности и приоритеты, которыми семья будет жить. Он задаёт тон. Во главе с мужчиной семья развивается, идёт вперёд, выращивает и воспитывает новое поколение, преодолевает трудности.

Женщина — это материя. Она податлива (по отношению к мужу). Она принимает идеи мужа и претворяет их в жизнь. Мнения мужа становятся её мнениями.

Мужское начало влияет. Женское принимает влияние. Мужчина задаёт тон, женщина играет в соответствии с заданным тоном.

Знакомства с этим принципом достаточно, чтобы понять, почему мужчина может быть вполне законно женат сразу на нескольких женщинах, в то время как связь одной женщины с несколькими мужчинами одновременно недопустима. У лидера может быть несколько последователей. Различные материалы могут принять одну и ту же форму. Но один человек не может следовать сразу нескольким лидерам, принимать несколько противоречащих друг другу идей. Одна ограниченная часть материи не может принять одновременно несколько форм. Одно деревянное изделие не может быть одновременно книжной полкой и ракеткой для игры в пинг-понг. Если кто-нибудь и попытается создать столь странный предмет, его, скорее всего, придётся выбросить на помойку за полной бесполезностью.

Что страшного в прелюбодеянии

Разрушение личности, семьи и общества

Вывод о том, насколько тяжкими являются половые преступления вообще, делают из стиха (Дворим 22:26): «А девице не делай ничего, нет на девице греха смертного; ибо, как восстал человек на ближнего своего и поразил его насмерть, так и это». Раби Шимшон-Рэфаэль Гирш в комментарии к Торе объясняет, что Тора приравнивает половые преступления к убийству, чтобы показать: половая распущенность разрушает институт семьи, который, в свою очередь является краеугольным камнем существования человека вообще и еврея в частности. Думаю, что утверждение Раби Гирша не нуждается в комментариях и правота его не вызывает сомнений. Для нас, детей «развитого и прогрессивного» 21-ого века, это — очевидные факты повседневной жизни.

Давайте попробуем проанализировать то, что происходит в обществе, где прелюбодеяние перестало быть смертным грехом, а распущенность превратилась в стандарт поведения или даже в идеал.

Вседозволенность атакует институт семьи сразу по нескольким направлениям. Полная свобода средств массовой информации в сочетании со свободой нравов и деградацией ценностей и вкусов привели к тому, что современный человек постоянно погружен в «материалы» определённого содержания. Соблазны набрасываются на людей со всех сторон, и от них почти невозможно убежать.

Члены семьи, постоянно бомбардируемые всевозможными возбудителями, часто не выдерживают напора и начинают искать развлечений «на стороне». И эти «развлечения» легкодоступны, ведь современное общество превратило целомудрие и честность в порок, а развязность — в добродетель.

С другой стороны, сама семья перестала быть цельной и полноценной единицей, защищённой от постороннего вмешательства и посторонних глаз. Полное исчезновение скромности привело к тому, что люди свободно обсуждают свои внутрисемейные и интимные отношения с посторонними. Это тоже в немалой степени подрывает семью. Как государство, которое не имеет военных тайн, не может долго противостоять противнику, так и семья, которая выставляет напоказ то, что не должно показываться за порогом дома, теряет шансы на выживание.

Все эти явления образуют заколдованный круг. Чем меньше члены семьи ценят свою семью, тем больше соблазн искать связи вне её. Чем меньше жена уверена в своём муже, чем меньше муж доверяет жене, чем меньше он уверен, что его дети — действительно его, тем меньше мотивация вкладывать в семью, пытаться улучшить семейную жизнь.

Чем же всё это чревато?

В западных странах появляется всё больше и больше людей, выросших без семьи. Это происходит по двум причинам. Часть рождается в семье, но их родители быстро разводятся и им приходится расти без семьи. Ведь большинство семей в наше время не выживает, большинство браков оканчивается разводом. Другая часть рождается у одиноких матерей и с самого рождения оказывается в патологической ситуации. То, что женщина рожает ребенка, не будучи замужем, уже давно ни у кого не вызывает удивления. В обоих случаях развитие и воспитание такого ребёнка сильно осложняется. Ведь для нормального формирования нужно иметь двоих счастливых родителей. А этих детей выращивает одинокая и часто несчастная мама. Результат — огромное количество людей неуверенных в будущем, несчастных, склонных к депрессии. Ведь они сами выросли в нестабильности — откуда им взять стабильность, став взрослыми? Отсутствие чувства ответственности, необязательность, безынициативность — это лишь немногие из симптомов, которые проявляются у таких людей.

Потом эти дети подрастают, и приходит их очередь создать семью, родить детей. Ко всем изложенным проблемам добавляется ещё одна — самая серьёзная из всех. Они никогда не видели нормальную семью. У них не только нет опыта построения нормальных отношений — они вообще не имеют никакого представления, как это делается. Чего же можно от них ожидать? Конечно, некоторые решают взять себя в руки и жить лучше, чем жили их родители, построить нормальную, здоровую семью, вырастить здоровых детей. Есть даже отдельные индивидуумы, которым это удаётся. Но, к сожалению, они — исключение, а не правило.

Отсутствие прочной семейной базы, неуверенность в будущем, нестабильность — это не причина для радости. Количество недовольных жизнью постоянно растёт. Процент людей, сидящих на антидепрессантах, удваивается каждые десять лет.

Уничтожение общества и убийство общин

Таким образом, отмирание института семьи влечёт за собой распад общества в целом. Заметим, что Европа, которая является лидером полового либерализма, на данный момент вынуждена бороться с отрицательным приростом населения. Некоторые европейские страны пытаются заделать брешь с помощью агрессивного импортирования арабов, турок и пр. В последние годы стало ясно, что эти люди не становятся частью европейского общества, а противостоят ему. Страна, которая вынуждена импортировать граждан из-за постоянного уменьшения количества исконных жителей, находится в состоянии медленного самоубийства.

Таким образом, отказ от старых идеалов целомудрия и супружеской верности привёл к тому же результату, что и убийство — деградации общества, уменьшению количества живущих в мире людей, распаду традиций и ценностей. А это прямо противоречит замыслу Вс-вышнего, который повелел нам (я имею в виду всех людей, не только евреев) плодиться, и размножаться, и заселять землю. Я надеюсь, что Вы уже начинаете видеть ответ на свой вопрос — почему прелюбодеяние является столь тяжким преступлением.

Ещё более разрушительное воздействие половая вседозволенность имела на еврейские общины европейских стран — я имею в виду те общины, которые отказались от законов и взглядов Торы и приняли «мораль» (а на самом деле её полное отсутствие), распространённую сегодня у народов, среди которых они живут. Смешанные браки и низкая рождаемость привели к тому, что по статистике у современного светского еврея почти нет шансов иметь даже одного правнука-еврея. Еврейское население Европы и Америки находится в состоянии новой катастрофы — катастрофы демографической. Количество светских евреев там постоянно и стремительно уменьшается.

Теперь понятно, почему прелюбодеяние занесено в один список с убийством. Интересно, что его сравнивают также и с другими смертными грехами.

Осквернение Имени Вс-вышнего[ii]

Книга Зоар объясняет, каким образом прелюбодеяние приводит к осквернению имени Вс-вышнего — ещё одному греху, который в некоторых случаях Тора запрещает совершать даже под страхом смерти. Там написано так (Тазриа, лист 44б): «Смотри! Ведь связь между Вс-вышним и народом Израиля — она как связь между мужем и женой. После свадьбы жених и невеста соединяются друг с другом подобно тому, как еврейский народ соединяется с Создателем. Поэтому тот, кто вступает в связь с чужой женой, — как будто нарушает связь между еврейским народом и Вс-вышним. Ведь еврейский народ принадлежит только Вс-вышнему! Поэтому прелюбодею не поможет даже раскаяние, а только смерть сможет искупить его грех… Конечно, тому, кто изменяет еврейскому народу и Вс-вышнему (нарушая связь между ними), полагается суровое наказание. А тем более, если обременит он Вс-вышнего (который, как известно, Сам держит ключи рождения и смерти), “заставив” Его произвести незаконнорожденного (именно такой статус имеет человек, родившийся у замужней женщины не от мужа). Человек, родивший незаконнорожденного ребёнка, как будто объявляет во всеуслышание о своей измене Царю Царей».

В этом отрывке, кроме мистических аспектов прелюбодеяния, книга Зоар показывает интересный принцип еврейского мировоззрения. Дело в том, что дав нам свободу выбора, Вс-вышний как бы подчинил Свою волю нашим действиям. Преимущество этого заключается в том, что когда мы выполняем заповеди, поступаем правильно, наши действия приводят к реальным, осязаемым результатам. Мы видим их, и они приносят нам радость. А Вс-вышний даёт нам награду за них как в этом мире, так и в будущем. Но здесь также кроется большая опасность. Грехи, преступления, которые мы совершаем (не дай Б-г), тоже приводят к практическим результатам. В этом смысле прелюбодеяние является экстремальным примером того, как Вс-вышний позволяет нам нарушать Свою волю. Дело в том, что сказано[iii]: ключи рождения Вс-вышний никому не отдал — Он как бы держит их в Своих руках. Это означает, что при рождении каждого ребёнка происходит раскрытие Б-жественного Провидения. Рождение ребёнка является одним из самых ярких проявлений участия Вс-вышнего в нашей жизни, Его «присмотра» за всем, что происходит в этом мире, Его управления всем. Тем не менее, когда происходит зачатие незаконнорожденного —мамзера,— Вс-вышний как бы подчиняет Свою волю воле грешников и позволяет им достичь столь значительного результата — появления новой жизни, нового человека.

К сожалению, этот несчастный теперь всей своей жизнью заявляет о том, что его родители нарушили Волю Вс-вышнего, совершив страшный грех. А открытое нарушение Его воли — это осквернение Его имени. Человек, который во всеуслышание объявляет о том, что не боится грешить, несомненно, виновен в умалении славы Вс-вышнего в мире, осквернении Его имени. Мало того, что сам ребёнок сохраняет статус мамзера на всю жизнь, он передаёт его своим детям, внукам и правнукам. Таким образом, осквернение имени Вс-вышнего передаётся из поколения в поколение. Какие другие грехи имеют столь долговременный эффект?

Распущенность и идолопоклонство

Маараль сравнивает прелюбодеяние с идолопоклонством. Рав Реувен Куклин уже осветил взгляд Маараля на этот вопрос, я лишь попытаюсь кратко подытожить то, что написал он, и, может быть, добавить немного информации.

Маараль утверждает (в книге Нэтивот Олам, часть Нэтив а-Тшува), что есть два греха, которые полностью овладевают человеком. Они захватывают его так, что он не может жить без них, подобно тому, как зависимость полностью овладевает наркоманом. Даже если человек попытается раскаяться и не совершать больше этих грехов, он не сможет долго протянуть без привычного «наркотика». Как Вы уже, наверное, догадались, эти два греха — идолопоклонство и прелюбодеяние. При этом идолопоклонство полностью захватывает душу человека, а прелюбодеяние — тело. У человека, приверженного им, остаётся только два пути: продолжать деградировать или умереть[iv]. Получается, дальнейшее существование того, кто попал в такую ловушку, не имеет смысла. Ведь мы находимся в этом мире с целью выполнять волю Вс-вышнего, а этот несчастный выполнить её уже не может.

Тут следует заметить, что обе эти мощные силы — стремление к духовному и половое влечение — человек может направить «в положительное русло». Духовную жажду следует использовать для изучения Торы и исполнения заповедей, а физическую — для создания семьи и продолжения рода. Вам, наверное, известно, что Тора видит цель интимных отношений не только в деторождении, но и в построении здоровых супружеских отношений.

Святость отношений между мужчиной и женщиной

Семейные отношения являются одной из центральных тем еврейской жизни. Почему Тора рассматривает связь между мужчиной и женщиной как важнейший аспект Б-гослужения? Конечно, дело не только в том, что без этого не может продолжаться жизнь на земле. Наоборот, тот факт, что результатом интимных отношений является продолжение жизни, — это «знак» их великого значения в духовной жизни человека.

Давайте вернёмся к Мааралю, который объяснил, что мужчина — это форма, а женщина — это материя. Давайте подумаем, что такое форма без материи или материя без формы. Форма без материи — это отвлечённая идея, нереализованный потенциал. Материя, «сырьё» без формы — это просто бесформенный кусок дерева или железа, болванка, из которой так и не сделали ничего полезного. Только когда идея применяется в конкретной ситуации, только когда материи придаётся определённая форма, существование обеих приобретает смысл.

Вс-вышний идеален и един. Мир, который Он создал, состоит из множества несовершенных элементов. Маараль говорит, что когда элементы соединяются в целое, достоинства одного компенсирует недостатки другого и вместе они приближаются к идеалу. Таким образом, соединение двух индивидуумов в одно целое приближает нас к цели Творения — раскрытию единства Вс-вышнего в этом мире.

Покойный Рав Элиягу Вайнтруб пишет, что соединение двух противоположностей в одно целое свидетельствует о том, что в корне Творения лежит единство Вс-вышнего. Именно поэтому единство мужа и жены — важнейший шаг в направлении раскрытия этого единства.

Естественно, использование столь мощного инструмента не по назначению может привести к страшному разрушению. Я думаю, наш повседневный опыт подтверждает, что безответственность в вопросах интимных отношений приводит к плачевным результатам.


[i] Надо заметить, что в Талмуде в трактате Гитин упоминается патологический случай, когда женщине удалось стать женой нескольких мужчин одновременно. Но такая женщина не может жить ни с одним из своих мужей, по крайней мере, до того момента, когда все мужья, кроме одного, не дадут ей развод.

[ii] Благодарю Рава Боруха Калинского за то, что он мне указал на этот отрывок из книги Зоар

[iii] Талмуд, трактат Таанис 2а

[iv] Как, например, в известной истории про Раби Элиэзера бен Дордая, которая приводится в трактате Авода Зора 17а

Читайте: тема Прелюбодеяние — супружеская измена

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его