Темы: Наказание, Ципора Харитан, Наши родители, Отношения с внуками, Конфликты с родителями, Насилие
Уважаемые раввины. В свете усиливающихся споров об отношениях между родителями и детьми хочется прояснить все детали. Вот фраза из статьи рава Арье Кармеля: «Если родитель или учитель вынужден ударить ребенка, тем самым он признает, что допустил ошибку в воспитании».
Почему вообще дозволено взрослому человеку, отвечающему за становление здоровой детской личности, поднимать руку на маленького и слабого? Это полностью противоречит Торе, где унижение достоинства считается тяжёлым преступлением (написано в той же статье).
Если бабушка/дедушка ударили внука из-за пустяка, может ли прямой родитель, сын/дочь бьющих ответить тем же обидчику? Можно ли вызвать полицию, если родители так себя ведут? N.
Уважаемая N.,
Телесное наказание маленьких детей когда-то воспринималось как легитимное — при условии, что учителя или родители не срывали на детях свой гнев, а наказывали продуманно.
В этой области есть четкие ограничения, которые упоминаются в Талмуде. Например, нельзя бить детей в три траурные недели перед Тиш-а бэ-Ав, чтобы, не дай Б-г, не случилось несчастья, нельзя бить ребенка, который физически способен дать сдачи взрослому и т. д. Т.е. этот метод не рассматривался как единственно правильный, но им пользовались.
Сегодня и закон, и раввины говорят, что в том обществе, в котором мы живем, от физического наказания вреда много больше, чем пользы.
Но теперь — ко второй части Вашего вопроса. Дедушки и бабушки, которые и сами были выращены в атмосфере физических наказаний, иногда в силу своего возраста недостаточно гибки, чтобы понимать новые методы воспитания, и по-прежнему считают, что побои — это правильный метод.
Ни в коем случае никогда родители не могут защищать своих детей, поднимая руку на собственных родителей. Но они могут не позволять это и даже физически удержать руку родителя, поднятую на ребенка (только если не помогают слова, убеждение и — не применяя, со своей стороны, ни малейшего насилия к родителям, даже если те как бы «нарываются»).
Что касается полиции, то я бы все-таки предложила пригрозить ею, только если речь идет о каких-то настоящих побоях, которые невозможно остановить иным способом. Но и тогда сперва пригрозить и, только если и это не поможет и сложится ситуация опасная для детей, вызвать полицию.
А вот не ходить к родителям с детьми или сказать, что Вы не сможете их пускать к себе, если они будут бить детей без Вашего согласия, — это возможно. При условии, что в этом разговоре не будет никакой грубости и наглости, а только очень четкое объяснение, к чему Вы не готовы в отношении своих детей.
Я не имею понятия, в каком возрасте родители, но иногда старческая деменция ведет к тому, что человек становится очень груб и опасен для окружающих. Если есть и другие признаки, то, возможно, это болезнь, а не непонимание со стороны престарелых родителей. И тогда, опять-таки, надо защищать детей путем удаления от бабушек-дедушек. Но полиция здесь совершенно ни при чем, а нужен психогериатр.
Желаю Вам сил и очень много мудрости в таком непростом испытании.
С уважением, Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.