Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Одежда, Подарки, Отношения с внуками, Свекровь, Установление границ
Свекровь дарит моим детям подарки, вещи, а мне это очень не нравится. Чувствую, что всё время нарушаются мои границы, и не могу чувствовать себя хозяйкой. Я ей не раз говорила: если хотите что-то подарить, спросите сначала нас... Но всё продолжается, она нас как будто бы игнорирует…
Я не могу одевать детей, как мне нравится, у детей забрать их вещь я не могу по Галахе (еврейскому Закону) и по-человечески. Человек просто делает с улыбкой то, что его просят не делать.
Как быть в этой ситуации? Чувствую себя плохим человеком, но закрыть глаза не могу и не хочу. N.
Уважаемая N.,
Простите, скажу что-то, что Вам наверняка не понравится. Мы не можем сказать другому человеку, даже если это свекровь, что дарить, а что не дарить.
Вам кажется, и с определенной точки зрения Вы правы, что свекровь нарушает Ваши границы и, несмотря на то, что ей уже не раз объясняли, продолжает делать по-своему.
Допускаю, что у свекрови естественное для многих бабушек желание побаловать ребенка, и то, что для Вас — постоянное нарушение Ваших границ, для нее — как раз те «пару раз», на которые Вы были согласны.
То есть, для дедушек и бабушек делать детям и внукам подарки — это потребность. Если она удовлетворена, они ощущают себя нужными и значительными.
И поэтому, Вы правы, она действительно нарушает Ваши границы. Но предполагаю, что не для того, чтобы Вас обидеть, а для своего — да, эгоистического — удовольствия. И удовольствие заключается в том, чтобы видеть детей нарядно одетыми по ее вкусу.
Обязаны ли Вы это терпеть? Нет, не обязаны. Но думаю, что действительно сложно отнять у детей вещи, которые бабушка им подарила. Можно попробовать надевать эти вещи не больше двух-трех раз. Или открыто сказать детям, что Ваш вкус — другой, чем у бабушки.
Но указать ей, что она имеет право дарить, а что не имеет, невозможно, как и любому другому человеку…
У любой проблемы есть только два решения: изменить обстоятельства — то, что в Вашем случае совершенно не получается, — или изменить свое отношение к этим обстоятельствам. То есть перестать видеть здесь вторжение на Вашу территорию, а увидеть потребность бабушки делать то, что в ее глазах идет на пользу внукам.
А тогда можно будет найти решение, что делать с этими вещами в отсутствие бабушки.
Еще раз повторяю: я уверена, что этот ответ покажется Вам призывом к насилию над собой. Но просто не вижу, как можно по-другому, без скандала решить эту проблему и избавиться от чувства вины.
Вот о чем мне рассказала одна знакомая. Свекровь не раз посылала ей свои ношенные вещи хорошего качества: дескать, размер подойдет. Понятно, что разница в возрасте составляла лет тридцать и вкус совершенно другой.
Муж приучил знакомую говорить «большое спасибо» и не надевать их. Вопросы, почему она их не носит, не задавались, ведь они со свекровью не проводили всё время вместе и у этой женщины, разумеется, были и другие вещи в гардеробе.
Если сделать так (не запрещая напрямую детям надевать эти вещи), то думаю, что и свекровь будет удовлетворена, и Вы не будете раздражаться. А Вы можете их передавать малообеспеченным семьям, которые очень порадуются такому подарку.
Желаю набраться терпения и снисходительности, потому что, к сожалению, чем старше свекровь будет становиться, тем больше она в Вашей снисходительности будет нуждаться.
С уважением, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его