Темы: Запреты, Кашрут, Ципора Харитан, Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Кашерование посуды
Шалом! Хотела рассказать вам об одной ситуации.
Пару недель назад у меня произошел конфликт с бабушкой. Всё началось с того, что бабушка отправила гречку в микроволновку. Пока она подогревалась, мне пришла в голову идея, что ее нельзя есть, так как микроволновку никто не кошеровал.
Я решила посоветоваться с папой и вышла на улицу. Пока я разговаривала, пришла бабушка. Она волновалась из-за того, что я отошла. Ещё тогда я была расстроена из-за того, что не получила ответ от папы. У меня началась паника, я не знала, что я буду делать с этой гречкой и как выйти из ситуации.
В общем, из-за этого я начала злиться и повысила голос на бабушку. (Тут у меня появляется вопрос: как в таких ситуациях сохранять самообладание, если ты чувствуешь, что что-то очень сильно на тебя давит, как не поддаваться эмоциям?)
Когда мы пришли домой, я сказала, что не буду есть гречку, потому что мне не хочется ее есть и пропал аппетит. Я действительно не хотела есть. Но бабушка догадалась, что мои колебания — из-за того, что я не уверена в ее кашруте.
В общем, она очень расстроилась и сказала, что мне должно быть стыдно не перед ней, а перед Б-гом. Честно говоря, мне стыдно лишь за то, что я повысила голос на бабушку, но не за то, что я решила не есть эту еду. Может быть, я была неправа в чем-то ещё.
Если да, я хотела бы узнать, в чем именно. Что я выучила из этой ситуации? Что нужно стараться избегать конфликтов с бабушкой, особенно, если это связано с моим исполнением заповедей.
Ещё я хотела сказать вам, что, когда я решила, что не буду есть эту гречку, мне было очень больно. Я слышала от одной женщины, что, если тебе больно, значит, ты прошел испытание. Это так?
Мне казалось наоборот: испытание я провалила. Надеюсь, вы поможете мне разобраться в этой ситуации. Заранее спасибо вам за ответ. N.
Уважаемая N.,
Замечательно, что Вы стремитесь и кашрут соблюдать правильно, и с уважением относиться к бабушке. Но, как у многих начинающих, у Вас вся ситуация вызывает сильную нервозность. А, как Вы говорите, в этой панике Вам тяжело реагировать правильно.
Поэтому, во-первых, нужно серьезно выучить правила кашрута. Для этого существует хорошая религиозная литература и уроки (например, Кашрут в некашерном мире, Кашрут и др.). Знания всегда защищают нас от паники — потому, что мы понимаем, как правильно поступить в той или иной ситуации.
Но, так как это процесс длительный, то в первую очередь надо понять: так как речь не шла о «нэвелот у-трефот» (некошерных продуктах, буквально «падали и мясе больных животных»), то, вероятно, не было речи о нарушении запрета Торы. А вот повышать голос на бабушку — нарушение запрета Торы…
Поэтому важно составить себе «шкалу предпочтений» и понять, какие ситуации стоят дискуссии (БЕЗ КРИКА), а в каких не стоит упираться, чтобы не обидеть дорогого человека.
Конечно же, если от Вас ТРЕБУЮТ нарушить запрет Торы, Вы не можете выполнить это требование ради уважения к бабушке. Но в истории с кашей, если бы Вы были в тот момент немножко спокойнее и сказали бы, что поедите позже, не ссорясь перед этим, то бабушка тоже приняла бы это спокойнее.
Думаю, что в сложившейся ситуации, во-первых, нужно извиниться перед бабушкой за то, что повысили на нее голос.
А во-вторых, сказать ей: для Вас очень важно соблюдение кашрута, но на этом этапе Вы недостаточно в нем разбираетесь. И поэтому могут быть случаи, когда Вы сначала узнаете, что в данном случае кашерно, а только потом сможете есть.
При этом важно добавить, как Вы благодарны бабушке за всё, что она для Вас делает, за то, что она старается сварить Вам именно кашерную пищу, но всё это сложнее, чем кажется на первый взгляд.
И Вы совершенно не требуете, чтобы бабушка учила правила кашрута, а только просите не обижаться, если Вы не всегда будете есть сразу, как она приготовила. Тогда, я думаю, огонь конфликта сильно уменьшится.
И вот здесь — ко второму вопросу. Вы спрашиваете, как человек может владеть собой, когда он напряжен и ощущает давление.
Я не сомневаюсь, что Вы это умеете: ведь трудно представить, что Вы могли бы повысить голос на директора Вашего учебного заведения или на босса на работе, в какой бы панике Вы ни были.
Поэтому проблема в том, как напомнить себе: по Галахе запрет повышать голос на бабушку гораздо строже, чем на босса на работе. А для этого, возможно, нужно себя как-то наказывать и штрафовать: скажем, час нелюбимой домашней работы, если сорвались на близких. Надеюсь, что это постепенно поможет и Вам будет легче сдержаться.
С уважением и пожеланием продолжать работать над собой, Ципора Харитан
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его