«И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и пошел в Харан. И пришел на одно место, и заночевал там, потому что зашло солнце… И убоялся, и сказал: как страшно место это! Это не иное что, как дом Б-жий, а это врата небесные» (Берешит 28:10, 11, 17). Раши объясняет, что Яаков уже пришел в Харан — и вернулся: «Когда Яаков прибыл в Харан, сказал он: может, я был в том месте, где молились мои отец и дед, а сам не помолился там?! Решил он вернуться и вернулся в Бейт-Эль — и чудом сократился его путь (буквально: “проскочила под ним земля”)».
Возникает вопрос: если воля Всевышнего была, чтобы Яаков молился там, где будет стоять Храм, почему ему это не «подсказали» сразу? А если он должен был пройти весь путь сам, почему ему было послано чудо — «проскочила земля», — чтобы он скорее добрался до этого места?
Суть в том, что человек должен сделать первый шаг сам — и лишь после этого может рассчитывать на помощь Свыше.
Следующая история поможет нам ощутить это.
Один парень учился в «ешиве» недалеко от Нью-Йорка. Если говорить точнее, это был колледж, где изучали не только Тору, но и светские предметы. Он хотел изучить профессию — параллельно с религиозным образованием — и получить диплом.
Через некоторое время после начала учебного года у него начались боли в глазу. Местный врач прописал капли, но они не улучшили ситуацию, через некоторое время заболел и другой глаз.
Не видя иного выхода, он собрал вещи и вернулся в Нью-Йорк. Родители начали водить его по врачам, обращались к самым лучшим специалистам. В итоге дошли до профессора, который прояснил ситуацию: болезнь очень серьезная, ее лечат с помощью особых уколов, но гарантий нет. Если лечение не подействует, молодому человеку грозит слепота…
В отчаянии отец бросился к раби Яакову Тейтельбойму. Тот выслушал его рассказ и сказал:
— Мои учителя передали мне, что со всякого, кто принимает на себя бремя Торы, снимают бремя (земного) царства и пропитания. Но принять Тору означает — принять только ее, в чистом виде, без примесей. Уверен, что если вы переведете сына в ешиву, где изучают только Тору, наступит исцеление.
Отец сообщил об ответе раби Тейтельбойма, но мать юноши просто не могла принять это: — Если он не получит профессию, кем он станет в жизни? Что из него выйдет, если он будет учиться в ешиве?
Пришлось отцу вернуться к раввину и рассказать о реакции супруги. Но раби Тейтельбойм не мог предложить иного решения:
— Мне нечем вам помочь. Единственный совет, который могу дать, вы уже слышали. Попробуйте объяснить супруге: если сын, не дай Б-г, ослепнет, он всё равно не сможет получить профессию и «из него ничего не выйдет»… Не лучше ли, чтобы он просто учился в ешиве и совершенствовался в Торе?
В итоге мать согласилась. Когда отец сообщил о принятом решении, лицо раби Тейтельбойма просветлело и он провозгласил: «Да поможет Б-г, благословен Он, и да пошлет юноше, принявшему на себя бремя Торы, полное исцеление!»
Произошло чудо. Когда на следующий день родители с сыном вновь пришли к профессору, тот был крайне удивлен:
— Не могу понять, каким образом, но положение улучшается. И, по-видимому, в настоящий момент нет необходимости в каких-либо процедурах.
Состояние парня продолжало улучшаться, и, наконец, он полностью выздоровел. Он перешел в ешиву, где изучали только Тору, а позже создал семью и построил настоящий еврейский дом.
Чтобы получить помощь с Небес, не всегда требуется действие. Иногда бывает достаточно лишь правильного решения, чтобы открыть отверстие, через которое прольются реки света. Как только родители юноши приняли решение перевести его в другую ешиву, его здоровье пошло на поправку.
Это поможет понять и историю с Яаковом.
В книге «Хохмат Коэлет» сказано, что Яакову необязательно было фактически возвращаться на место будущего Храма, чтобы молиться там. Достаточно было принять такое решение. Одной правильной мысли хватило, чтобы удостоиться явного чуда, благодаря которому он смог молиться там, где будет построен Храм. (Лэламедха)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский