«И откатили камень с отверстия колодца» (29:2). Все действия праотцов — это знак для их потомков. И в каждой недельной главе Торы кроется наставление и руководство, путеводный знак и ценный урок. Так и во встрече нашего праотца Яакова с пастухами возле колодца заключен намек и особый символизм, как пишет Рамбан от имени Мидраша (Берешит Раба 70:8). Колодец намекает на Храм, а три стада овец — на три праздника паломничества. «И собрались к нему все стада» — это паломники, восходящие утолить жажду чистой водой, водой очищения и святости из источников спасения. Ведь «вода» — это ни что иное, как Тора. «И откатили камень с отверстия колодца», и стали пить до полного насыщения живую воду, подобную росе оживления. «И вернули камень» — до следующего праздника (заканчивает Мидраш).
Возникает вопрос: зачем они вернули камень на место? Почему не оставили колодец открытым для всех, чтобы он утолял жажду? Ответ в том, что вода должна оставаться чистой и прозрачной, чтобы в нее не падала пыль, и змеи не пили из нее. Иначе дикие звери придут на водопой, а стадам овец ничего не останется.
Какой урок мы можем извлечь отсюда для себя? У нас есть праздники и особые дни, когда мы в изобилии пьем чистую воду, «заряжаем духовные аккумуляторы». Именно так проходят Рош а-Шана, дни трепета и Йом Кипур. То же самое — с шаббатами и остальными праздниками. Каждый день у нас три молитвы, и благодаря им, — пишет наш учитель Рамхаль, — мы проживаем этот день в святости.
Нужно следить за тем, чтобы колодец оставался в чистоте — чтобы в него не падала пыль, и чтобы змеи не внедряли туда свой яд. Шаббат должен быть днем света и радости, молитва — чистой и ясной, чтобы мысли о делах не замутняли ее. Пусть атмосфера в синагоге будет возвышенной и святой, чтобы посторонние разговоры не повредили ее. Давайте следить за чистым колодцем, защитим его от загрязнения!
Мы имели честь познакомиться с раби Илелем Ротштейном из Беэр-Шевы. Его мать была поварихой в доме столпа милосердия, раби Ишайи Крестирера, ученика святого гаона, автора книги «Ах При Твуа» из Лиски. Раби Ротштейн рассказывал, что в Песах его мать варила еду для шестидесяти человек, которые питались за столом у раби все дни праздника. А он говорил ей: «Когда же ты будешь готовить для своей семьи? Лучше уж поешьте и вы у меня».
Расскажем историю об одном госте на Песах (Батей Авот 148).
Недалеко от города Мукачево жил один из хасидов раби из Крестира. В начале Нисана он получил письмо от своего учителя, но это письмо предназначалось не ему. Его имя и адрес были указаны на конверте, и так письмо попало к нему, но на полях было написано передать его другому, который сам придет забрать его.
Спустя короткое время появился человек, от которого шел запах водки, и который не переставал попивать из бутылки.
«Раби оставил мне здесь письмо?» — спросил он.
«А кто ты такой?» — спросил хасид.
Тот назвал свое имя, указанное на полях конверта, и получил письмо в руки. Открыв конверт, он прочитал содержимое и вздохнул с ухмылкой: «Так я и знал, что он не забудет меня! Ура! Теперь у меня есть место, где остаться на Песах!»
Широким жестом он отдал письмо обратно хасиду, чтобы тот прочел его. А тот прочел и впал в изумление. Раби писал этому человеку с такой любовью, словно это был его давний друг, и уговаривал его, чуть ли не умолял, чтобы тот соблаговолил стать его гостем на Седере и на все дни праздника. Раби добавлял, что тому нечего опасаться — он приготовит ему самые лучшие крепкие напитки, как в прошлые годы.
«Почему раби решил послать тебе письмо через меня?» — удивился хасид.
«А, это! Я был у него зимой, и он спросил, куда можно для меня отправить письмо. Договорились, что он будет посылать на твой адрес, потому что я живу в соседней деревне». Он сделал еще один глоток из бутылки и ушел.
Хасид был в недоумении. Этот человек выглядел как безнадежный пьяница. Страшно подумать, что он будет сидеть рядом за столом Седера, а потом еще и в остальные дни Песаха. С другой стороны, раби пишет ему с такой любовью, приглашая его чуть ли не с мольбой. Очевидно, этот пьяница ни кто иной, как один из скрытых праведников. Досадно было не попросить у него благословения.
Спустя некоторое время, этот хасид приехал в Крестир и рассказал о полученном письме и о том, как он передал его. Получатель письма, несомненно, был у раби на Песах…
«Действительно, был, — подтвердил раби, — и провел у меня все дни праздника».
«Я так понимаю, это один из тридцати шести скрытых праведников», — предположил хасид.
«Нет, он не скрытый, да и не праведник, — улыбнулся раби, — если только не вспомнить выражение “Народ Твой — все праведники” (Ишайя 60:21)».
«Это Ваш друг?» — попробовал угадать хасид.
«Ну, если только вспомнить выражение “Все евреи — друзья” (Шофтим 20:11)».
«В чем же тогда дело? — настаивал хасид, — откуда такое сердечное приглашение и уговоры?»
«Скажу тебе, — ответил раби, — ты несомненно, заметил, что этот еврей любит выпить». На это невозможно было не обратить внимания.
«Он живет в деревне среди гоев. Там алкоголь — это настоящий хамец, а без него он не может. Когда же он пьян, то может положить в рот любую запрещенную еду. И это в Песах! Поэтому я и уговариваю его каждый год, чтобы он приходил сюда и был моим гостем. Готовлю ему кошерную водку, и он ест кошерную пищу. Скажи мне теперь: разве это не стоящая сделка для обеих сторон?» (Мекарван ле-Тора)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его