«Что же это ты сделал мне… и почему обманул меня» (29:25). В ешиве Баранович был духовный руководитель. Это был великий гаон, некоторое время работавший главным раввином города, а также возвышенный праведник, зять Сабы из Новардока. Он принадлежал к числу выдающихся учителей Мусара, весь словно горел пламенем, был сведущ в тайном учении, в глубинах Каббалы. В своих беседах перед учениками ешивы он скрывал свои постижения в тайной мудрости, но в толковании к нашей главе был вынужден приоткрыть немного и слегка отодвинуть завесу.
Вот что рассказывал праведный гаон раби Исраэль Яаков Лобаченский.
Мы и представить себе не можем величие нашего праотца Яакова, избранного среди отцов, образ которого запечатлен на престоле славы. Это был совершенный человек, который боролся с ангелом и победил его. Мы знаем, что есть целая плеяда миров наверху, соответствующая его качеству. Это миры света и изобилия.
И как не можем мы представить качество нашего отца Яакова, так не представляем и святых матерей — Рахель и Лею, которые построили дом Израиля. Известно, что в Тикун Хацот есть «тикун Рахели» и «тикун Леи», которые соответствуют верхним духовным мирам. Там, наверху, принцип Рахели соответствует сфире Малхут, корню души Израиля, принимающей благодать от миров Яакова. Это тайны Торы на вершине мироздания, но мы не занимаемся скрытыми вещами.
Однако отец Яаков, видевший «видения Б-жьи», несомненно, знал все то, что было открыто святому Ари и раби Шимону бар Йохаю. Он знал, сколько миров зависят от него, от его свадьбы с Рахелью и от строительства дома Израиля их силами. Мы видим, что когда его первенец Реувен посмел вмешаться в его скрытые расчеты, он был навсегда лишен первородства, царства и жречества. Это поразительно!
Семь лет Яаков работал ради Рахели. Это были семь лет терпения ради того, чтобы построить дом Израиля наверху, самые возвышенные намерения и единение с Творцом. Ему было 84 года, когда настал назначенный день. Среди тех, кто живет над уровнем обычного народа, такой день подобен дарованию Торы и строительству Храма. Яаков строил миры и соединял имена Б-га. «И было утром, и вот это Лея».
Можем ли мы представить его разочарование и разрушение всех его намерений и единений? И все это из-за низменного подлеца — арамейца Лавана!
Давайте представим себе, как бы мы отреагировали, какие претензии высказали бы и как горевали. А Яаков? Он произнес всего лишь одну фразу: «Что же это ты сделал мне, и почему обманул меня?» И ничего больше. Какая сила сдержанности!
Мы должны знать, что повествования Торы — это святое святых. В них сокрыты инструкции и уроки, которые нужно извлекать из каждой главы и каждой фразы, по принципу «Действия предков — знак для потомков». Зачем нам знать, что Рахель была заменена на Лею? Чтобы научиться у нашего отца Яакова, как нужно вести себя и как реагировать. Мы гневаемся на того, кто нарушил соглашение, испортил наши планы, да еще и разрушил целые миры своим обманом. Самое простое — это проигнорировать и промолчать. Гораздо труднее обратиться к нему сдержанно, спросить его, зачем он так поступил, и позволить ему самому оправдаться. Счастлив тот, кто усвоил этот урок, и счастливы его друзья и родные (Майян а-Шавуа).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его