Темы: Толдот, Ешива, Оцарот, Изучение Торы
«Человек простодушный, сидящий в шатрах» (25:27). Все понимают, что слово «простодушный» (תם) не следует объяснять в современных нам понятиях, словно речь идет о наивном человеке, которого легко обмануть. Ведь изучающие Тору, трудящиеся над ней день и ночь, обсуждающие каждую строчку, развивают такой острый ум, что в десять раз превосходят любого человека на земле.
Мы видим, что великие мудрецы Израиля по всех поколениях, размышляя над Торой, становились простодушными и далекими от мирских забот. Но как только им приходилось заниматься торговлей ради Торы и изучающих ее, они делали это как следует и демонстрировали свои коммерческие способности не хуже, чем любой бизнесмен.
Главой ешивы Радина во времена Хафец Хаима был раби Моше Ладинский. Во время мировой войны ученикам пришлось несладко. Немецкая армия, захватившая Радин, сразу же завладела зданием ешивы и превратила его в казармы для солдат.
Ученики ешивы были вынуждены перебраться в другие места, где продолжили, вопреки всем трудностям, свой привычный распорядок. А раби Моше продолжал руководить и направлять ешиву и старался, чтобы все оставалось, как в былые дни, — со всеми уроками и обсуждениями.
Именно в эти трудные дни внезапно открылась его коммерческая способность. Едва лишь до его ушей долетел слух, что появилась возможность раздобыть большое количество лука, он не стал мешкать и сразу же приобрел товар. Он открыл магазин по продаже лука и сам работал продавцом там…
Его задачей было заработать немного денег, чтобы поддержать ешиву в Радине. Представьте себе это редкое зрелище: выдающийся глава ешивы на глазах у своих учеников стоит и торгует луком!
Но раби Моше не стеснялся того, что превратился в бакалейщика. С одной стороны, он привык жить в простоте, с другой — его самоотверженность и сильная любовь к ученикам заставили его принять эту деятельность как само собой разумеющуюся. Лишь бы суметь обеспечить ешиву.
Спустя какое-то время вновь наступил голод. Раби Моше, не сумев раздобыть еды, решил отправиться в одну из соседних деревень. Это был поселок в 13 километрах от Радина, и после нескольких часов поисков ему удалось достать мешок муки. Его радости не было предела.
Однако, телегу найти не удалось. Раби Моше смотрел на мешок, который было так трудно достать: неужели придется оставить его на обочине и вернуться в Радин с пустыми руками?
Нет, настоящий торговец так не поступает. Видя, что телегу никак не отыскать, он взвалил тяжелый мешок себе на плечи и пешком прошел весь путь в 13 километров до Радина. Кто посмотрел бы на этого пожилого человека, бредущего по краю дороги с мешком муки на спине, решил бы, что это человек «простодушный» — такой, которого на каждом шагу обманывают торговцы и в итоге продают ему мешок втридорога.
Но раби Моше был не таким. Он торговался о цене, купил этот мешок по дешевке и, несмотря на трудности, донес его до Радина с сердцем, полным радости от того, что в ешиве наконец-то испекут хлеб (Бархи Нафши).
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский