Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Если бы сразу все приняли, что Моше выступает в своей роли, а Йеошуа — в своей, что один как Солнце, а другой как Луна, то оба они были бы «двумя великими светилами», и нужно было бы слушать и принимать слова их обоих

«И дай ему от величия своего» (27:19). Выступает рав Галинский. В Гмаре мы учим (Бава Батра 75 а): «И дай ему от величия своего» — но не все величие. Старцы того поколения говорили: «Лицо Моше — как лик Солнца, а лицо Йеошуа — как лик Луны. Горе тому стыду, гору тому позору!». Рашбам прокомментировал это так: «В короткое время слава настолько уменьшилась. Ведь Йеошуа был пророком и царем, как Моше, но уже не мог достичь его славы».

В чем же на самом деле был стыд и позор? В трактате Сукка читаем (28 а): «Восемьдесят учеников было у старца Илеля. Тридцать из них были достойны того, чтобы на них снизошла Шхина как на Моше Рабейну, но их поколение не заслуживало этого». Выходит, поколение ограничивает уровень своих лидеров, как сказано (Эрхин 17 а): «Руководитель соответствует поколению».

Об этом и говорили старцы. Лицо Моше было подобно лику Солнца, поскольку он вел за собой «поколение знания». А лицо Йеошуа — как лик Луны. Его слава уменьшилась, так как его поколение не было достойно того, чтобы на их руководителя снизошла Шхина, как на Моше. Поэтому и горе тому стыду и позору.

Но все это по-прежнему непонятно! Здесь кроется внутреннее противоречие. Ведь уже в начале говорится: «И дай ему от величия своего» — но не все величие. Значит, сразу же в тот самый момент лицо Йеошуа уже было как лик Луны. Это произошло не из-за того, что его поколение было хуже. Просто таково было соотношение Моше и Йеошуа — как отношение Солнца к Луне, у которой нет своего света, но лишь тот, что она получает от Солнца. Зачем же тогда было горевать из-за поколения и говорить о стыде и позоре? Ведь это говорили «старцы поколения», которые, как объясняет Рашбам, видели и Моше, и Йеошуа. Значит, они сразу увидели, что лицо Йеошуа светилось как лик Луны. Зачем тогда говорить, что слава уменьшилась? Она вовсе не уменьшалась — она сразу была именно такой!

Но ответ, к сожалению, слишком хорошо нам известен. Если бы сразу все приняли, что Моше выступает в своей роли, а Йеошуа — в своей, что один как Солнце, а другой как Луна, то оба они были бы «двумя великими светилами», и нужно было бы слушать и принимать слова их обоих.

Но мы хорошо знаем человеческую натуру. Мы говорим о том, что уровень наших руководителей понизился, чтобы оправдать собственное нежелание подчиняться и слушаться их. Мидраш говорит на эту тему (Коэлет Раба 1:8): «Поколение уходит и поколение приходит» (Коэлет 1:4). Пусть приходящее поколение будет для тебя таким же, как ушедшее. Не говори: «Был бы сейчас раби Акива — я бы читал перед ним, были бы раби Зейра и раби Йоханан — я бы учился у них». Твои современники и мудрецы твоего времени — такие же, как ушедшее поколение и как прежние мудрецы, бывшие до тебя.

Но люди, к сожалению, готовы даже взять на себя стыд и позор и признать себя виноватыми в том, что у них нет великих руководителей в Торе, лишь бы иметь отговорку, чтобы не слушаться настоящих руководителей и не принимать на себя их наставления (Ве-игадта).


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Устроилась на работу и поняла, что испытываю чувства к директору…

Сегодня, отвечает Ципора Харитан

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его