Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Когда праотец отец Ицхак послал Яакова в Харан для женитьбы, он не отпустил его с пустыми руками

«Ибо с палкой своей перешел я Иордан» (32:11). Рассказывает рав Галинский.

Я вошел в комнату к Стайплеру, и он встретил меня с приветливым лицом, говоря: «Садись, пожалуйста, и я расскажу тебе о чудесном открытии, которое мне удалось сегодня сделать».

Когда наш отец Авраам послал своего раба Элиэзера, чтобы найти жену для сына, он послал его не с пустыми руками. С ним были десять груженых верблюдов, подарки, сладкие кушанья и документы, заверяющие, что он готов подарить все свое имущество (Берешит 24:10).

А когда наш отец Ицхак послал Яакова в Харан для женитьбы, то отпустил его с пустыми руками? Такого не может быть! Несомненно, он дал ему приданное и щедрые дары. Но в Харан Яаков прибыл ни с чем: «Ибо с палкой своей перешел я Иордан» — не было с ним ни серебра, ни золота, ни скота, но лишь палка (Раши).

Семь лет пришлось ему работать, чтобы получить в жены Рахель. Почему? Раши пишет (Берешит 29:11): «Поскольку Элифаз, сын Эсава, преследовал его по приказу своего отца, чтобы убить его, и нагнал его. Но Элифаз вырос на коленях Ицхака, и потому он убрал руку (не стал убивать). “Что же делать с приказом отца?” — спросил он. Сказал ему Яаков: “Возьми все, что у меня есть, — бедный считается мертвым”».

Взгляни же и узри —

его отец Ицхак был воплощением трепета. Не случайно качество страха связывается с ним, как сказано: «Страх Ицхака». Он был также пророком и обладал духом святости. С Небес было постановлено, чтобы он временно не замечал испорченность Эсава, поскольку нужно было, чтобы Яаков именно таким образом получил благословения. Эти вещи принадлежат скрытым замыслам Творца. Но сразу же после благословения Ицхак содрогнулся от страха, увидев, что ад открылся под ногами Эсава, а рай сопутствует Яакову.

У Ицхака есть такой внук, как Элифаз, который в будущем осквернится развратом. И Ицхак, воплощение трепета, приближает к его себе и выращивает «у себя на коленях»?

Но посмотри — тем самым Ицхак спасает Яакова от смерти. Фактически, он спасает весь народ Израиля: «Поскольку Элифаз рос на коленях Ицхака, отвел свою руку».

Ко мне приходят ученики со слезами — их выгнали из ешивы, отправили домой.

Почему и за что? Потому что они не учатся, а бездельничают. Возможно, делают глупости и ведут себя неподобающим образом. И как на это нужно реагировать? Выбрасывать их на улицу?! Может, еще в море их утопить или привязать к железнодорожным рельсам? Если они не вредят другим, стоит, как мы видим, выращивать Элифаза на своих коленях. Польза очевидна — пусть будет даже грабителем, но хотя бы не убийцей!

Известно, что говорил о таких случаях Хазон Иш. Если ешива выгоняет ученика, который ослаб в учебе и понизил свой уровень, она похожа на больницу, отправляющую домой больных в критическом состоянии. Такие врачи думают, что пусть лучше эти больные умрут дома, и их не придется добавлять к больничной статистике, в которой и так высокая смертность.

К этому я добавил следующее.

Царь Хизкия был праведником и обладал святым духом. Он был достоин стать Машиахом (Санедрин 94 а). Потом он заболел, и пророк Ишайя пришел сказать ему от имени Б-га: «Пиши завещание дому своему, ибо умрешь ты и не оживешь» (Млахим 2, 20:1). Почему? Потому что не женился.

Хизкия стал объяснять, что он так поступил не по злой воле, но напротив — во имя Небес. Он видел святым духом, что от него произойдут недостойные дети. Но Ишайя ответил ему: «Какое тебе дело до тайн Всевышнего? На тебя возложено сделать свое дело».

Тогда Хизкия сказал ему: «Дай мне свою дочь в жены — быть может, твои и мои заслуги помогут произвести на свет достойное потомство».

Он выздоровел и взял в жены дочь Ишайи. У него родились Менаше и Равшаке. Однажды он посадил их себе на плечи и отнес в дом учения. Один из детей сказал: «На голове отца надлежит рыбу жарить». Другой сказал: «На ней нужно приносить жертвы идолам».

Хизкия бросил их о землю. Равшаке умер, а Менаше остался жив. Хизкия потом говорил о себе: «У скупого плохие сосуды» (Ишайя 32:7) — то, что я был «скуп» в этой заповеди и не взял жену, в итоге не помогло, и у меня все равно появились дурные дети.

И действительно, Менаше внес идола в храм, убил своего деда Ишайю и залил Иерусалим кровью от края до края. В конце он был пойман армией ассирийского царя, и его посадили в медный котел, а внизу разожгли огонь. Увидев, в какой беде он оказался, он не пропустил ни одного идола, к которому не воззвал бы, чтобы тот пришел и спас его. И когда уже ничего не помогло, он подумал: «Помнится, отец мой читал такие слова: “Когда будешь в беде, и настигнут тебя все эти вещи, ты вернешься к Б-гу Всесильному твоему и будешь слушаться голоса его, ибо милосерден Б-г Всесильный твой, не оставит тебя и не погубит” (Дварим 4:30)». И Б-г сделал для него проход под престолом славы и вернул его на царство.

Отсюда мы учим, что даже зная благодаря святому духу, каким будет Менаше и насколько далек он будет от мира своего отца, Хизкия не переставал учить его, читать и повторять ему Тору.

Менаше был хуже, чем все, кто царствовал до него. Он грешил и вводил в грех других, делал зло людям и зло перед Небесами. И спустя десять лет, в бедственном положении, он вспомнил фразу, которую читал ему отец. Он ухватился за нее и вернулся к Б-гу, став праведным царем на оставшиеся тридцать три года (Седер Олам, Санедрин 103 а).

Как удивительно Мидраш (Дварим Раба 2:20) комментирует фразу: «Труд праведного — к жизни, а плоды нечестивого — к греху» (Мишлей 10:16). «Труд праведного к жизни» — это Элифаз, который рос на коленях у Ицхака. «Плоды нечестивого к греху» — это Амалек, который рос на коленях Эсава.

Какая ответственность ложится на отца и деда, а в наши дни еще и на детский сад, на младшую и старшую ешиву и на каждого, кто участвует в воспитании ребенка! (Ве-игадта)


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Ни за что бы не подумала, что быть матерью так тяжело…

20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая

Какие молитвы или псалмы читать, если женщина долго не может выйти замуж?

18 декабря, отвечает Редакция Толдот

Как оградить англоязычную девочку от издевательства одноклассниц?

17 декабря, отвечает Ципора Харитан

События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его