Есть много причин тому, что в Йом-Кипур в синагогах ближе к вечеру читают Книгу пророка Йоны. Хафец-Хаим, например, пишет, что именно история пророка доказывает, что человек не в силах убежать от Б-га и отказаться от возложенной Им миссии. Всегда сбывается именно то, что Творец запланировал.
Представим себе почтенного пожилого человека, который оказывается в самом центре развлечений. Скажем, в Париже. И такой вот человек, гость столицы, принимается кричать: «Одумайтесь! Через 40 дней ваш город будет разрушен!» Обратят ли внимание горожане на пророка? Уделит ли ему пару строк хотя бы самая завалящая газета?
Всевышний послал Йону в Ниневию, чтобы призвать к раскаянию ее грешных жителей. Пророк, как это странно ни звучит, боялся удачного исхода миссии — жители Ниневии раскаются, и это послужит контраргументом на небесах: «Идолопоклонники послушались пророка, а вот евреям на него наплевать». Именно поэтому Йона решил убежать, отказаться от задания.
Всё это, казалось бы, выглядит достаточно странно. А что, если б жители Ниневии не исправились? Полученное ими наказание могло бы послужить примером для евреевр-грешников.
Рассказывают, что в начале прошлого века в Китае жил еврей-торговец, который решил заняться импортом товаров из Европы. Он наладил связи с продавцами и поставщиками, а потом, буквально накануне отплытия первого парохода с грузом, нанес визит Хафец-Хаиму в далекое местечко Радин.
«Я живу в Китае», — представился гость. Раввин оживился: «Что у вас слышно, как поживают евреи Китая?» Бизнесмен вздохнул: «Нелегко быть евреем в Китае, кашерных продуктов мало, субботу соблюдать непросто».
Хафец-Хаим покачал головой: «Да, я вас понимаю, сейчас везде живется сложно. А что еще происходит в Китае?» Визитер попытался вспомнить о самых горячих новостях: «Гм… А, вот, вспомнил. Недавно в одном городе прорвало плотину, десять тысяч человек погибло». «Какой ужас! — воскликнул раввин. — Десять тысяч жертв! Это ужасно!»
Гость удивился: «Ребе, когда я рассказал вам о тяжелом положении евреев, вы не были столь эмоциональны». Хафец Хаим улыбнулся: «Скажите, вы прибыли в Радин через Варшаву?» — «Да». — «И сколько евреев живет в Варшаве?» — «Думаю, что из миллиона жителей треть — евреи», — предположил бизнесмен. «Скажите, — продолжил Хафец-Хаим, — а вот если в Варшаву приедет оратор, знающий идиш, и выступит на центральной площади, как вы думаете, к кому будет обращено его выступление?»
Гость всем своим видом выразил удивление: «Если он будет говорить на идише, однозначно можно будет сказать, что оратор обращается к евреям». — «Правильно, — улыбнулся раввин. — И это несмотря на то, что евреев в городе — меньшинство. А теперь вернемся к Китаю. Прорвало плотину, десятки тысяч людских жертв. Что хочет этим сказать Всевышний? И кому? Китайцам, которые не верят в Единого Б-га? Творец обращается к евреям, требуя, чтобы они исправились, потому что их поведение влияет на окружающий мир. Поэтому меня столь поразила эта печальная новость».
Если бы Йона изначально отправился в Ниневию, его бы никто не услышал. Что погрязшим в грехе идолопоклонникам до пророка и праведника? Поэтому пророк убежал и сел на корабль. Начался шторм, все стали молиться своим богам, но ничего не помогало. Тогда Йона рассказал о себе и своей миссии. Продолжение известно: пророка бросили в море, шторм утих. Йона провел несколько дней в брюхе гигантской рыбы. Моряки тем временем вернулись на берег, и слух о произошедшем дошел до ниневийцев. Они были потрясены и раскаялись в своих грехах.
Произошедшее доказывает: нельзя убежать от Б-га. Более того, любое противодействие Его планам лишь приближает их развитие.
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?