Мы просим Всевышнего не прислушиваться к небесным обвинителям. Талмуд поясняет, что речь идет о Сатане, о нашем дурном желании, которое побуждает к нехорошим поступкам. В трактате «Бава батра» сказано, что Сатан получает разрешение у Всевышнего сбивать евреев с толку, и если те поддаются, он забирает у них душу.
Дурное желание выдает себя за лучшего друга, оказываясь предателем и обвинителем. Оно обещает все богатства мира, а в результате оставляет нас подавленными, мучающимися совестью. Сатан, который вынуждал нас грешить, впоследствии обвиняет нас же в этом поведении. Ну не наглость ли?
Если спросить самого Сатана, он скажет: «Я лишь демонстрировал вам различные стороны жизни, но не в коем случае не подстрекал и не вынуждал грешить. Вы — и только вы — приняли окончательное решение».
Как-то раз праведник, известный как Дедушка из Кельма, зашел в ешиву, преподавание в которой велось по системе «мусар» (морально-этический кодекс поведения). Взору праведника открылся зал, в котором сидели ученики и негромко разбирали сложные места из книг. «Как?! — закричал раввин. — С дурным желанием нельзя разговаривать вежливо, на него надо вопить!»
В Талмуде (Назир, 4б) рассказывается о человеке, который пришел к праведнику Шимону. Визитер принял на себя обет назорейства и должен был побрить волосы, а также принести жертву по окончании этого периода. У назорея были прекрасные кудри, и р. Шимон удивился: «Вам не жалко их?»
Молодой человек ответил: «Я работаю пастухом. Один раз я увидел собственное отражение в луже. Тут же в голове начали появляться различные нехорошие мысли. Я пристыдил свое дурное желание: чем ты гордишься? кудрями? после моей смерти они превратятся в прах. Поэтому я и решил принять на себя обет назорейства».
Услышав это, р. Шимон пожал назорею руку: «Да будут все назореи подобны тебе!»
В трактате «Сукка» (52а) сказано, что после прихода Машиаха Всевышний продемонстрирует праведникам и грешникам дурное желание, а затем уничтожит его. Праведники увидят перед собой гору, грешники — волосинку. Спрашивается, почему разные люди увидят дурное желание по-разному?
Сказано: «Кто является мудрым? Тот, кто видит будущие результаты действия». Праведники знают, к чему может привести символический отход от одной-единственной заповеди, и поэтому дурное желание представляется им страшной горой, готовой завалить человека.
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?