В предисловии к книге «Путеводитель заблудших» Рамбам пишет, что человек подобен тому, кто ночью идет по дороге и опасается ям и ухабов. Внезапно на несколько мгновений вспыхивает свет, можно рассмотреть окружающий ландшафт, понять, где скрываются рытвины и канавы. Однако грешники не обращают на это внимание — «Не знают, не понимают, в темноте ходят» (Теиллим 82:5).
Грешники похожи на человека, который бредет, наталкиваясь на камни и ветки. А праведники, соответственно, похожи на тех, кто идет, неся в руке зажженный факел. Путник всё видит заранее — и камни, и норы диких зверей, и лужи.
В одном местечке жил извозчик, который услышал выступление раввина: «Каждый из нас должен подумать о ближнем и сделать что-либо ради него. Вы мудры? Поделитесь мудростью. Вы богаты? Помогите малоимущим». Эти слова запали извозчику в душу, и он решил во что бы то ни стало найти ближнего, которому можно было бы помочь.
Однако имелась небольшая загвоздка. Наш герой не был ни умным, ни богатым. Целыми днями он перевозил путников и товары из одного местечка в другое, спасаясь от непролазной грязи и темноты при помощи крошечной керосиновой лампы. Тут извозчика осенило. Перед тем, как пойти спать, он зажег лампу и повесил ее на столб, чтобы путникам легче было идти по улицам местечка. «Кто знает, — подумалось извозчику, — может, это и есть мое истинное призвание в жизни».
Утром наш герой проснулся, вышел на улицу… и в глазах у него потемнело. Какой-то злоумышленник разбил керосиновую лампу. Зловонные пятна керосина расплывались по дороге, а осколки поблескивали в траве. Извозчик огорчился: Всевышний, скорее всего, негативно отнесся к его инициативе! Наш герой помчался в синагогу к раввину.
Тот успокоил визитера: «Не переживай. Всевышнему были угодны твои дела. Светильник действительно помог нескольким честным путникам найти дорогу. Но, видишь ли, в этом мире есть и нечестные люди, которым яркий свет только мешает. Они и разбили керосиновую лампу».
В Рош а-Шана читают Теиллим со словами «Всевышний — мой свет». В Йом-Кипур же произносится стих со словами, называющими Творца «нашим спасением». В день суда мы вспоминаем о том, что мы сделали в прошлом году, день за днем.
Мы сравниваем Всевышнего со светом, который помогает вспомнить о преградах и препонах на пути. Мы радуемся «керосиновой лампе», потому что она помогла нам отдалиться от проступков и приблизила нас к заповедям.
Рабби Авраам-Цви, выпускник знаменитой Радинской ешивы, однажды услышал, как его приятель жалуется: «В книге “Зоар” написано, что заповедь, которая не выполняется в состоянии Б-гобоязненнности и смирения, не поднимается на небеса. Что же будет с нашими заповедями?» Глава ешивы, Хафец-Хаим, успокоил молодого человека, рассказав ему притчу.
В 1914-м году, накануне Первой мировой войны, к Хафец-Хаиму пришел пекарь. Он пожаловался на местных покупательниц: «Вечером я замешиваю тесто, ночью пеку хлеб, а утром они приходят и воротят нос — эта буханка не пропечена, эта подгорела. К концу дня я остаются с нераспроданным хлебом. Ребе, прошу вашего благословения».
Началась война. Молодежь призвали в армию, города опустели, многие жители стали беженцами. К Хафец-Хаиму опять пришел пекарь: «Ребе, ваше благословение сработало. В военное время люди перестали воротить носы, они раскупают весь хлеб, который я пеку!»
Хафец-Хаим улыбнулся: «В предыдущих поколениях в еврейском народе хватало праведников. Поэтому на небесах принимались не все сделанные евреями заповеди, а лишь наиболее качественные — как лучшие буханки хлеба на прилавке у пекаря. Сейчас же Всевышний знает, что положение вещей аховое. Люди отходят от веры, а те, кто остались религиозными, выполняют заповеди не самым тщательным образом. Поэтому на небесах любая заповедь будет принята “на ура”.»
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?