«И услышал Моше, и упал на лицо» (16:4). Раши объясняет, что Моше был потрясен четвертым по счету крупным грехом евреев. В первый раз они изготовили золотого тельца. Во второй жаловались на отсутствие мяса. В третий разведчики оклеветали Эрец-Исраэль. В четвертый раз у Моше, как говорится, просто руки опустились. «До каких пор это будет продолжаться? Пощадит ли нас Всевышний?!» - как будто бы говорит он.
Если разобраться, каждый из проступков опирался на реальные причины. Евреи изготовили тельца после того, как Сатана застил им глаза и продемонстрировал изображение мертвого Моше. В истории с мясом отдельные подстрекатели повели за собой весь народ. И так далее. Но можно ли прощать грешника в том случае, если за его грехом стоит солидная фактологическая база?
Раввин Галинский работал инспектором в ешиве. Как-то раз один из студентов не явился на утреннюю молитву: «Я вчера был на свадьбе у друга, танцевал, радовался. Вот и проспал». На следующий день ситуация повторилась: «Я встал вовремя, но искал одежду, вот и опоздал». То же было и на следующий день: «Кружка с водой для омовения рук упала, а ведь без омовения запрещено пройти расстояние, равное четырем локтям, поэтому я остался в кровати».
Раввин Галинский улыбнулся: «Представь себе больного, который пришел к врачу. У него болит голова, слезятся глаза, ломит в спине. Плохой врач пропишет такому человеку капли для глаз, мазь для спины и таблетки для головы. Хороший установит одну-единственную причину происходящего и выпишет одно-единственное лекарство. Причиной твоей неявки на молитву является «йецер а-ра», дурное начало. Не кружка и не свадьба».
Моше понял, что не те или иные факты сбили с толку евреев. Поэтому он упал навзничь, поражаясь четвертому по счету проступку, причина которого осталась неизменной — дурное желание, злые помыслы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Ефим Свирский
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
«Оцарот»
В нашей главе описаны виды проказ