«И пошел Яаков в Харан» (Ваеце 28:10). Путь был опасным, где-то притаился Эсав… Яаков покидает Беэр-Шеву, пересекает пустыню Негев, продвигается по Иудейской пустыне, затем по Шарону, долине Бейт-Шеана, нижней Галилее, Голанским высотам, а затем прибывает в Харан.
Всё это время Всевышний не открывается ему, не беседует, не направляет, не обещает. Яаков проходит гору Мория. Творец не пытается его задержать. Казалось бы, Яаков мог благополучно осесть в Харане, жениться и не знать о миссии, которая была ему уготовлена.
Но наш праотец поступил по-другому. По прибытии в Харан он призадумался: «Я был рядом с горой Мория, где молились мои предки, и не вознес хвалу Творцу! Я должен во что бы то ни стало туда вернуться!»
И тогда свершилось чудо. Всевышний открылся ему. Почему? Потому что Яаков продемонстрировал готовность сделать первый шаг.
Помощь с Небес приходит лишь тогда, когда человек самостоятельно делает шаг в нужном направлении. Следующая история, которая случилась с раввином Цдакой Хоцином, главой общины иракских евреев, тому подтверждение.
Как-то раз р. Хоцин, который привык молиться рано утром, остался ночевать в Тель-Авиве. Он спросил хозяина дома, есть ли поблизости синагога, в которой утренняя молитва начинается до восхода солнца.
«Нет, — ответил хозяин. — Ближайшая такая синагога находится на расстояния часа ходьбы». — «Не страшно, — сказал раввин, — я проснусь на час раньше и с Б-жьей помощью отправлюсь в путь».
Р. Цдака Хоцин так и сделал. Он встал, оделся, умылся, взял подмышку сумку с талитом и тфиллин и вышел на темную улицу. Было холодно, но пожилой раввин не сдавался. Через несколько минут ходьбы его внимание привлекло окно на первом этаже одного из домов. За стеклом сидели люди в кипах и изучали Талмуд.
Раввин приблизился. Оказалось, что на этом этаже размещается синагога. Р. Цдака открыл дверь, вежливо поздоровался и спросил, когда присутствующие собираются приступить к молитве. «Буквально через пару минут!» — последовал ответ.
Рабби Цдака обрадовался: «Дурное желание хотело, чтобы я не пошел на молитву. Хозяин дома, в котором я остановился, забыл о том, что на той же улице находится нужная мне синагога. Но Всевышний увидел, что я справился с ленью и помог мне помолиться вовремя!» Сделаем же первый шаг, и да помогут нам Небеса.
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его