«А яма пуста, и нет в ней воды» (Ваешев, 37:24)
Десятки толкований, сказанные на Гмару, связывают дни Хануки с нашей недельной главой: Сказал рав Каана, толковал рав Натан бар Маньюми от имени раби Нахума — свеча Хануки, установленная на высоте выше двадцати локтей (около десяти метров), непригодна (так как ее не видно глазу). И еще сказал: О чем говорят слова — «а яма пуста, и нет в ней воды»? Воды нет в ней, но змеи и скорпионы есть в ней (Трактат Шабат, 22).
Упавшего в яму, полную змей и скорпионов, конечно же, укусят. Но для Йосефа-праведника случилось чудо, и его не укусили. И мы нашли в мидраше (Берешит раба, 100:9), что когда вернулся Йосеф с погребения отца, то пошел посмотреть ту яму и благословил: «Благословен, сделавший мне чудо в этом месте». Но братья, не знали, что есть там змеи, и не видели их в темноте ямы. Ведь они не хотели убивать его, а только напугать и отдалить от себя. И еще писал Рамбан, благословенна память праведника, что если бы знали, что есть там змеи, а он спасся, поняли бы, что он праведник, и для него совершено такое чудо, не продали бы его, чтобы отдалить от себя.
Это связывает два высказывания из Гмары: знайте, что взгляды людей поверхностны. Они не поднимают глаза выше двадцати локтей, и не знают, что творится на дне ямы. Поэтому, если ты хочешь увидеть чудо, ты должен расположить его прямо перед своими глазами.
Эти слова так верны, так точны! Мы зажигаем свечи Хануки, чтобы отметить чудо с кувшинчиком масла, которого должно было хватить всего на один день, а оно горело восемь дней «Который сотворил чудеса для наших отцов в то время, в эти же дни года». Но, конечно же, нельзя сравнить эти чудеса с чудесами, совершенными при выходе из Египта и рассечении моря Суф. С десятью казнями, с огненным столбом и облаками Славы, с родниками воды из скалы и маном, спускавшимся ежедневно в течение сорока лет.
А какое из них самое большое?
«Как жива моя душа, — клялся рав Яавец, — существование народа Исраэля в изгнании в течение двух тысяч лет, несмотря на указы об уничтожении, погромы, наветы и преследования, в которых происходил духовный расцвет и появление евреев, великих в Торе и богобоязненности, праведников и святых, и больших гаонов — это чудо большее, чем все чудеса выхода из Египта.
Это действительно так, если вдуматься. Только тот, кто знает, сколько змей и скорпионов подстерегали нас, “которые в каждом поколении встают на нас, чтобы уничтожить нас, но Святой, благословен Он, спасает нас от их рук”, поймет величину чуда.»
А наше существование здесь, в Святой земле, разве не чудо? Только сто лет назад земля была пустынна. Только сто лет назад постановили комиссии специалистов, что на ней могут жить только полмиллиона людей. Ни воды, ни плодородной земли, ни промышленности. И уже это количество увеличилось в десять раз, но рука еще простерта. Разве это не чудо?
А наше существование здесь, посреди моря сотен миллионов враждебно настроенных арабов, не чудо?! Рав из Клойзенбурга, благословенна память праведника, сказал в свое время главе правительства, что положение государства хуже, чем положение Варшавского гетто с началом восстания! А существование полутора миллионов шахидов, это не чудо?! Ведь каждый день нам сообщают о несостоявшихся терактах, предотвращенных милостью Небес — разве мы не в яме, полной змей и скорпионов? Разве не должен каждый еврей благословлять свою Родину «Благословен, сделавший мне чудо в этом месте», сделавший, делающий и сделающий!
А наше экономическое существование, разве не чудо? А существование святых ешив, больших и малых, колелей и семинаров, расцвет Торы в Святой земле, это не чудо? Все это общие е эти чудеса, а есть еще ежедневные, частные чудеса — жизнь и здоровье, семья и заработок.
Расскажем нашу притчу. Некто находился на корабле, который разбился посреди моря, и все его пассажиры утонули. А он плыл и плыл, а вокруг только вода и небо. Какие шансы у него плыть таким образом в течение недели? Никаких шансов.
Но к своему ужасу он увидел, что вокруг него плавают акулы. Какие шансы у него выжить? Нулевые.
А если найдут его, измученного, но живого через месяц? Не может быть. А если все-таки да? Ведь это же чудо!
А если он будет жив через год? Это не придет даже в голову. Но если все-таки? Чудо из чудес. А если через десять лет? Неслыханное чудо.
А если более шестидесяти лет? А ведь это государство Исраэль…
Мы зададим только один вопрос: если кого-то бросили в яму, полную змей, которые ползают вокруг со сверкающими глазами и раскрытыми пастями, разве он прекратит молиться! Благодарить за чудо, сделанное для него до сих пор и надеяться, что оно продолжиться!
А мы?!… (Мааян ашавуа)
Читайте обзор по теме Чудо и чудеса
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его