Перед Йом а-кипурим я встретил друга, он был взволнован до слез. В таких случаях надо вести себя тонко. Я пожелал ему доброго года и спросил, как дела.
«Слава Б-гу, — ответил он, и продолжил с волнением, — это будет добрый год, не может быть иначе!»
Я удивился и ответил: «Это должно быть так, мы все на это надеемся».
«А я знаю это», — ответил он, сверкнув глазами. Я стал опасаться, что у него что-то случилось… Я напомнил ему слова Гмары, что семь вещей скрыто от людей. И среди них глубина суда и знание будущего (Трактат Псахим, 54)…
«Ты прав, — ответил он, — но выслушай мой рассказ».
И мой друг начал свой рассказ. Сейчас он идет из дома одного из праведников поколения. Многие люди приходят к нему за благословением, а особенно в грозные дни, чтобы получить благословение на добрый год и с миром пережить День суда.
«И там ты услышал обещание, что у тебя будет добрый год?» — спросил я его.
«Нет. Там я получил такое же благословение, как и все», — ответил он. — Но передо мной стоял человек лет сорока, и когда дошла его очередь, он смиренно подошел к праведнику и сказал, что просит в новом году. Не жизнь, не здоровье, не заработок.
«Чтобы мои дети вернулись к тшуве».
Он рассказал, что вернулся к тшуве в семинаре «Арахим» со своей женой и дочерью, а два старших сына уважают это, но им трудно порвать со своей компанией. Благословил его праведник, чтобы его сыновья вернулись к тшуве, и чтобы у него было от них много радости.
Потом он попросил благословение для своего друга, Владимира. Тот тоже вернулся к тшуве, и даже обрезал сам себя, но в последнее время заболел тяжелой болезнью.
Благословил праведник Владимира, чтобы удостоился исцеления и жизни.
«А у тебя, — спросил праведник, — нет просьбы? Ты не хочешь благословения для себя самого?»
Взял человек руку праведника и прижал к своей груди: «Есть у меня две просьбы для себя» — воскликнул он с жаром. — «Первая просьба — страх перед Небесами».
«Все в руках Небес, кроме страха перед Небесами, — ответил праведник. — Это значит, что каждая просьба в руках Небес, исполнить ли ее. Кроме страха перед Небесами, И если просят о нем, обязательно получают! А какая вторая просьба?»
«Чтобы я сумел возвратить к тшуве еще евреев»…
«Владыка мира. Взгляни с Небес и увидь! Воскликнул мой друг, — десятки людей ожидали там. Для чего? Чтобы попросить благословение на новый год. Что они хотели? Жизни, сытости, мира. Женить детей, хорошего заработка. И вот человек, который только вернулся к тшуве, и какая у него просьба? Не жизнь, ни здоровье, ни заработок. Чтобы дети вернулись к тшуве, чтобы друг выздоровел. А для себя? Две просьбы. Страха перед Небесами и благословенная деятельность. Скажи мне, есть ли еще такой народ, как евреи — есть ли у Сатана, что сказать? Кто-то послушает его? Разве не обещан нам добрый год?!»
И слезы полились из четырех глаз… (Мааян а-моед)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.