Шестая составляющая: настойчивость и решительность. Когда применение силы законно?
Чтобы быть авторитетными, родителям иногда не остается иного пути, кроме применения силы. Важно знать, что применение силы оправдано, только когда родители владеют собой — и никогда не в форме насилия или ради того, чтобы выплеснуть гнев.
В чем различие между решительными родителями и родителями, склонными к насилию? Как научиться не переходить эту границу?
Некоторые полагают, что авторитетный родитель — тот, кто умеет настоять на своем и в случае необходимости без всяких опасений скажет ребенку «нет», — «плохой родитель». Ясно, что это серьезное искажение истины. Если вы разговариваете с человеком, разделяющим эту точку зрения, и начинаете выяснять, действительно ли он верит в это, он начинает выкручиваться: сам-то он так не считает, но ему кажется, что так это воспринимает ребенок.
На самом же деле многочисленные исследования показывают противоположное: дети и подростки (!) очень положительно воспринимают проявление авторитета со стороны родителей. И часто именно авторитетный родитель, в конце концов, воспринимается детьми как более «хороший», как тот, на кого можно положиться.
У авторитетного родителя много различных характеристик: он любящий, теплый и чуткий, прислушивается к нуждам ребенка и к его желаниям, принимает и поддерживает. Но в то же время он умеет выставить ребенку требования, он принимает в расчет также свои собственные нужды и желания и нужды и желания других людей, и добивается того, что его воспитательные решения воплощаются в жизнь.
Многие ошибочно полагают, что авторитетный родитель — слишком жесткий. Поэтому так важно видеть различие между авторитетным и авторитарным родителем. Авторитарный действует с позиции власти — неограниченной, принудительной, бесчувственной и не считающейся ни с кем. Разумеется, такой воспитательный подход не может быть рекомендован.
Если вспомнить, как работает «авторитетный во благо» родительский подход, неудивительно, что во многих семьях, его применяющих, семейный климат приятный и спокойный. Там гораздо меньше прорывающегося гнева, в доме меньше криков и гораздо меньше наказаний. Интересно, что эти малоприятные явления чаще встречаются именно в тех семьях, где родители «движутся вместе с ребенком». У тех, кто пытается подавить гнев, вызванный непослушанием ребенка, у тех, кто не в силах справиться с детьми и пытается стерпеть их недопустимое поведение, пока не… взорвется.
А когда это случается, родители, которые хотели быть «хорошими», теряют самообладание, проявляют сильнейший гнев, кричат на ребенка, обижают и унижают его, наказывают, а в некоторых случаях даже бьют.
Разумеется, после того, как разгневанный родитель успокоится, его переполняет глубокое раскаяние, терзают угрызения совести и чувство вины. Чтобы избавиться от этих неприятных чувств, он возвращается к прежнему подходу и снова «движется вместе с ребенком» — спускает ему, сносит его непослушание и страдает от этого. Так создается порочный круг проблемного родительского поведения.
Авторитетный же родитель, прошедший все этапы процесса установления границ, скорее всего, не попадет в порочный круг уступчивости, потери контроля или сдерживания эмоций.
Что такое родительская решительность?
Существует подход, видящий в родителе своего рода вождя. В этом качестве он стоит на иерархической лестнице выше ребенка. Для руководителя такая черта, как решительность, необходима, то есть руководство может быть только решительным. Авторитетный родитель не заинтересован в том, чтобы задеть ребенка или унизить его. Он уважает своего ребенка. Но он также не позволит ребенку не уважать его самого и его слова.
Такой родитель уважает самого себя и свою миссию ответственности за ребенка. Если он действовал правильно, то его воспитательные решения были выработаны с помощью долгого размышления, и теперь он способен остаться верным своему решению и придерживаться его, если потребуется — даже с необходимой настойчивостью.
Настойчивость, но не агрессивность. Настойчивость, но не насилие. Настойчивость не предполагает агрессии. Настойчивость предполагает серьезную уверенность в себе и в избранном пути. Агрессивность же — это, наоборот, нападение на другого человека. И ясно, что родитель не собирается нападать на своего ребенка. Родитель хочет быть настойчивым.
Что такое настойчивость?
Настойчивый человек не забывает о правах и желаниях другого и уважает их, но не изменяет своей позиции, своего мнения и своего желания. Он чувствует, что владеет положением, а потому, когда с ним не согласны, он, во многих случаях, не ощутит напряжения из-за этого. Ему не нужно ни на кого нападать, и он способен отнестись к ребенку с пониманием и уважением. Его уверенность в себе — гарантия того, что он будет прекрасно выполнять свой родительский долг.
Настойчивость выражается не только в том, что именно говорят, но и в том, как это говорят. На маленьких детей воздействует именно то, как с ними говорят: они по природе прекрасно видят настойчивость и читают ее на языке тела, поскольку, в отличие от взрослых, не концентрируются только на словах.
Поскольку их владение речью еще недостаточно развито, они замечают то, что находится между и за словами, то, что мы, взрослые, часто упускаем. У настойчивого поведения, источником которого служит внутреннее чувство уверенности в себе, есть внешние проявления, состоящие не только в подборе слов, но и в уверенном тоне, интонации, выражении лица и языке тела. Ребенок все это воспринимает.
Как мы уже говорили, в общении с совсем маленькими детьми каждое однозначное сообщение следует сопровождать физическим действием, которое увеличит надежность сообщения. (Например, говоря «Нельзя!», нужно непременно оттащить ребенка от опасного места или пресечь его нежелательное поведение).
Время от времени возникают ситуации, когда словесное требование родителя должно быть подкреплено его решительным физическим действием. Это означает, что иногда, и каждый родитель об этом знает, мы должны использовать не только свое интеллектуальное, но и свое физическое превосходство над ребенком, применяя нашу силу ради желаемой воспитательной цели.
Например: ребенок уселся на велосипед другого ребенка, хозяин плачет, а наш ребенок отказывается слезть с чужого велосипеда. В этом случае родитель должен подойти и снять ребенка с велосипеда, даже если это потребует применения силы.
Другой пример: семья садится в машину, и ребенок отказывается занять детское кресло, хотя родитель прямо потребовал этого. Несомненно, нужно, чтобы родитель взял ребенка и усадил его в кресло. Если же ребенок напрягает мышцы, чтобы родитель не смог усадить его, родителю остается только применить силу, необходимую для того, чтобы его требование было исполнено и ребенок оказался в детском кресле.
Важно подчеркнуть: настойчивость не является и ни в коем случае не должна быть агрессией! Это не насилие со стороны родителя. Родитель не прибегает к насилию. Он не проявляет агрессии. Да, он применяет силу, но не из-за того, что потерял самообладание и позволил гневу прорваться, и не для того, чтобы унизить ребенка или довести его до отчаяния.
Наоборот, он действует с полным самообладанием, его реальный гнев гораздо меньше того, что он демонстрирует, цель его практическая и конкретная, он уверен в себе и не испытывает сомнений в правильности своего требования. Когда применение силы проистекает из такого источника — ребенок тоже воспринимает происходящее именно так.
Перевод рава Александра Кутукова