Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, День рождения, Мира Вайсбин, Младшие школьники
Шалом, уважаемые раввины! У меня вопрос такой:
Мы живём в светской интернациональной стране, и мой ребенок дружит с разными детьми. И все они празднуют дни рождения, как и во всем мире. И наши бабушки советские тоже празднуют их, и моих детей поздравляют всегда и дарят подарки.
В общем, как принято в мире. И естественно, детям это нравится — подарки, внимание, хоть мы с мужем и без этого стараемся уделять им внимание и нередко радуем их подарками. Но это дети, и им всё время этого хочется.
Мы недавно стали соблюдать Законы Творца, отказались от всех этих языческих праздников, соблюдаем субботу и т д. Только ребенок уже привык к празднованию дня рождения, так как раньше мы это поощряли и сами, как и бабушки, поздравляли и отмечали.
Теперь начали объяснять, что это не наш праздник и т. п., но ребенок не хочет понимать, так как это ее любимый праздник, как и у всех детей. Тем более, вокруг все придают значение большое этому дню, и подруги ее празднуют. Вот и не знаю, как объяснить ей, что всё, этого дня не будет, как и Нового года с ёлкой (вот, кстати, про Новый год ребенок понял, что это не наш праздник).
Подскажите, пожалуйста, как правильно объяснить 7-летнему ребенку, что больше и этого праздника не будет и почему? Да ещё и бабушки наши всё равно будут каждый год их поздравлять и дарить подарки, а дети будут только рады. Спасибо за внимание. N.
Шалом, уважаемая N.!
Спасибо Вам за такой насущный вопрос, который, на самом деле, актуален для каждой семьи. Ведь все в мире, как Вы сказали, привыкли праздновать день рожденья. И бабушки советские, и семьи, и дети — для всех это радостная дата, которую, естественно, празднуют.
Когда мы начинаем соблюдать законы Торы, мы, естественно, проверяем, что приемлемо с точки зрения еврейского Закона, а от чего надо отказываться. Вызывает огромное уважение то, как вы последовательно и с полной осознанностью идёте этим путём и не останавливаетесь перед необходимостью менять даже самые любимые привычки! Дай Вам Б-г огромного успеха и благословения на этом пути!
При этом обычно у всех нас есть склонность принимать более «крайние» решения, отказываясь от того, что наш новый взгляд воспринимает как запрещённое. Это стоит знать, чтобы не «выбрасывать за борт» лишнее.
Много лет назад я читала лекции на одном из еврейских семинаров в Москве. Там подошла ко мне замечательная еврейская женщина и рассказала, что уже четыре года её семья, слава Б-гу, выполняет заповеди субботы. И что уже четыре года они не едят в субботу крутых яиц потому, что нельзя разбивать скорлупу. А до субботы она их не облупливает (тоже по разным соображениям, которые сейчас упоминать не буду). Естественно, я ей сразу сказала, что можно разбивать скорлупу в субботу потому, что это еда, нужная нам для субботы. Она облегчённо вздохнула.
Это яркая иллюстрация того, как мы все склонны, не зная ещё всех тонкостей Закона, перестраховываться и «добавлять запреты», наверное, из самых лучших побуждений. Нет ни одной семьи баалей-тшува, которая не вспомнила бы о начале соблюдения несколько подобных историй — это причина улыбаться потом самому себе, оглядываясь назад, как взрослый человек улыбается, вспоминая о детстве.
А случается также, что и в дальнейшие годы жизни с Торой люди ещё надумывают различные устрожения, которых не существует. Поэтому стоит обратить внимание на эту склонность и не стесняться больше спрашивать компетентных раввинов и таким образом проверять себя.
Конкретно о Вашем вопросе. Можно праздновать дни рождения. Празднование дня рождения само по себе не содержит никакого элемента язычества. Да, это не самый значимый день в еврейском календаре. Есть у нас великие дни и праздники, которые мы отмечаем. Одни дни — радостные, а другие — скорбные. У каждого — свое значение. Поэтому среди великих святых и радостных моадим (праздников, особых «времен») еврейского народа день рождения как-то блекнет.
Поэтому у многих традиционных еврейских семей дни рождения как-то не особо выделяются большим торжественным празднованием. Кроме двух случаев, когда празднуют и отмечают очень торжественно:
1. 3 года у мальчиков: их первый раз стригут в этот торжественный день, оставляя им пеот (пейсы) в соответствии с еврейским Законом.
2. 13 лет у мальчиков — Бар-Мицва, когда мальчик «принимает на себя иго выполнения Торы и заповедей», и 12 лет у девочек — Бат-Мицва, когда девочки становятся обязанными соблюдать заповеди.
Есть ещё несколько «возрастных рубежей», на которые обращают особое внимание (не буду пояснять, иначе получится очень длинно) и отмечают их в более спокойном ключе.
Так или иначе, еврейская Традиция видит день рождения значимым днем. Человек вступил в следующий год своей жизни — это значит, стал взрослее, умнее и мудрее, а поэтому способен уже больше и лучше брать на себя ответственность и выполнять волю Творца.
Это ещё одна веха на его жизненном пути, в его развитии, после которой он может свернуть на ещё более успешные дороги и тропинки жизни.
Поэтому мама говорит ребёнку в день его рождения, целуя: «Дорогой, тебе сегодня уже n лет. Ты уже большой (стал старше ещё на год). Дай Б-г, чтобы ты был здоровым и счастливым и умненьким — для того, чтобы хорошо выполнять заповеди Творца! Ещё лучше, чем раньше. Потому что ты повзрослел, поумнел (ведь вырос на год!) и способен ещё лучше учиться, ещё больше уступать, ещё лучше произносить благословения… и т. п. Мы тебя очень любим и соберемся всей семьей порадоваться твоему взрослению. А вдобавок — получишь подарок…» Вот в таком примерно ключе.
Пожелаю Вам успешного и радостного воспитания детей, пусть принесут много радости Вам, бабушкам, а главное — Творцу, Который радуется своему праведному еврейскому народу.
С уважением, Мира Вайсбин
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.