Темы: Измена, Муж и Жена, Мира Вайсбин
Я много читала и слушала о том, как еврейская традиция учит строить семью. Строить с нуля… Однако жизнь, она длинная, и всякое случается в пути. И я никогда не слышала, что делать в трудных ситуациях, если вторая половина нанесла тяжелый удар, например, в случае супружеской измены. Сколько бы об этом не говорили, простить это невозможно, а разводиться рабаним не советуют. Как можно проявлять эмпатию к человеку, который нанес такую травму? Жить в атмосфере вражды и ненависти? Зачем? А детям каково? Может быть, рабаним, которые советуют сохранить такую семью, знают какие-то трики, как в ней жить… Заранее спасибо за ответ. Н.
Уважаемая Н., шалом!
Вы совершенно правильно сказали, что жизнь — она длинная и всякое случается в пути. И ещё более верно, что неприемлемое, низкое поведение спутника жизни более чем ранит, оно травмирует и непонятно, как и для чего сохранять такой брак.
Конечно, чувства вражды и ненависти тут неизбежны.
Понимая всё это, мы всё же задаём себе вопрос, как повести себя правильно в такой ситуации. Не в соответствии с кипящими эмоциями, а в свете доводов разума.
В этом случае наиболее разумно ознакомиться с мнением Торы по этому вопросу, т.к. именно это мнение будет непредвзято учитывать все за и против, как то:
По последнему пункту надо заметить, что Тора допускает многожёнство для мужчин, учитывая особенности мужской природы (моногамия была предписана мудрецами Торы только несколько столетий назад). А вот измена женщины свидетельствует о серьёзном нарушении/извращении её женской сути.
Не будем вдаваться во все детали этого вопроса, т.к. их множество. Но, с одной стороны, осознавая боль, которую причиняет измена, а, с другой стороны, взвешивая все перечисленные факторы, мы можем прийти к выводу, что человек оступился, но готов и способен на «реверс». А поэтому существует возможность этому человеку «дать кредит» и попытаться восстановить семью. Это то, что Вы, видимо, слышали в определённых случаях от рабаним (раввинов).
А что касается эмоций, они, как правило, идут за нашим разумом. Если мы приняли решение дать шанс, кредит на восстановление, понимая, что человек по сути неплохой, но оступился, — то и наша боль и вражда постепенно утихают. (Чем больше мы уверены в правильности принятого решения, тем больше наши эмоции подчиняются разуму).
Ещё хотелось бы добавить: есть люди, считающие виртуальные компьютерные отношения — изменой, а это, к сожалению, в наш век бушующего интернета стало страшной распространённой болезнью. Но надо знать, что эта болезнь поддаётся лечению (психологический тренинг, «Способ 12 шагов»), и при желании можно и нужно вылечиться. Если происходит излечение, люди приобретают возможность благополучно продолжать нормальные здоровые отношения в семье, жёны не теряют мужей, а дети — отцов.
Дай Б-г, чтобы семейных болезней становилось меньше, а счастливых семей — больше!
С уважением, Мира Вайсбин
Читайте: Прелюбодеяние — супружеская измена
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его