Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Подарки, Субботы и праздники, Дошкольники
Что подарить четырёхлетнему ребёнку на Хануку?
>
Шалом, спасибо за вопрос.
Ханука — праздник радости. Неслучайно мы желаем друг другу радостной Хануки (как сладкого года — на Рош а-Шана, осмысленного поста на Йом-Кипур, и кашерного Песаха).
Этот праздник наполнен не только глубоким смыслом (о нем взрослые могут почитать здесь). Он также наполнен впечатлениями, начиная со свечей и кончая сладкими пончиками-суфганиёт. Поэтому лучший подарок для детей — это воспоминания, которые у них останутся на всю жизнь о празднике, радости и о нас самих.
Начнем с радости для глаз — со свечей. Во многих еврейских школах и садиках дети мастерят собственную ханукию с маленькими ячейками для свечей. Если этого нет, можно сделать свою, например, слепить чашечки из пластилина или глины. Чтобы горячий воск не расплавил пластилин, положить кусочки фольги под свечи.
Можно «глину» приготовить самим — масло, муку и воду, пищевой краситель по желанию смешиваем и печем при высокой температуре до полного затвердения.
Свечи также можно сделать самим. Расплавить большую свечу, быстро-быстро раскатать, внутрь положить тонкую хлопковую веревочку или сложенную в несколько раз швейную нитку и скатать в «колбаску». На восемь дней понадобится минимум 44 свечи.
Если зажигаем масло, то можно вместе сделать фитили из ваты. А потом сидеть рядом и любоваться светом свечей.
Переходим к песням. Само благословение на зажигание свечей поют на особую мелодию — во всех частях света. После зажигания поют гимн «Маоз Цур» — тоже на особую мелодию. Ее можно услышать на всех публичных церемониях зажигания ханукальных свечей.
Традиционные блюда на Хануку — это картофельные оладьи, латкес, жаренные на масле до хрустящей корочки. И пончики-суфганиёт. Их тоже можно приготовить с детьми, доверив им ответственную задачу замешивания дрожжевого теста и посыпания сахарной пудрой в конце процесса.
Рецепты есть во многих еврейских кулинарных книгах, в том числе и в интернете. Можно и разнообразить меню (см., например ханукальные маффины и творожные пончики).
Теперь о дорогих подарках — нашем времени и будущих воспоминаниях. Восемь вечеров — только для совместного времяпровождения. В центре внимания — игра в дрейдл-волчок на шоколадные монеты. Играют все, и не всегда понятно, кто выиграл — у кого больше монет осталось или кто больше съел их во время игры…
Это время чтения книг. Это время рассказов. Не нужно быть умелым рассказчиком, дети — очень благодарные слушатели.
Наше поколение и поколение наших родителей — те звенья, которые связывают одноразовое, сиюминутное, телефонно-компьютерное настоящее с медлительным прошлым — печкой, которую топят дровами, стиральной доской, водой из колодца, огородом, купанием в речке, походами в лес за ягодами и грибами.
С рассказами о той Хануке, которую мы, может быть, видели у наших бабушек и дедушек, о той, которую они видели, может быть, у своих родных. Так мы передаем традицию дедушкиных рассказов внукам и правнукам.
Об обычных подарках: эту «традицию» мы заимствовали у других народов, у которых принято в «это время года» дарить подарки. Поэтому дарить можно любые игры и игрушки, соответствующие возрасту, желательно, разумеется, с еврейской тематикой. Но помнить — и говорить детям, что не это делает Хануку радостной…
С уважением, Гитель Итахова
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его