Темы: Знакомства, Женщина, Муж и Жена, Законы семейной чистоты, Нида, Мирьям Климовская, Брак с неевреем
Почему нееврейским женщинам не надо ходить в микву? Они не нуждаются в очищении? По закону, если муж прикасается к жене в период нида, до того, как она окунулась в микву, за это полагается карет. Так лучше пусть будет с нееврейской женщиной, чем с той, которая не соблюдает таара (законы семейной чистоты)?? Или только еврейские женщины могут очиститься? N.
Уважаемый N.!
Связь с нееврейкой запрещена еврею (как и еврейке — связь с неевреем). А также запрещены многие другие связи — с близкими родственницами, с чужими женами, с незамужними женщинами и со своей законной женой, когда она находится в состоянии нида (запрет прикосновений, т. н. архакот — «отдаления» — это «ограда вокруг Закона», возведенная нашими мудрецами, чтобы исключить саму возможность нарушения). Все запрещенные связи наносят тяжкий вред душе еврея, и его обязанность — воздерживаться от них всех, не пытаясь выяснить, какая из них «лучше», а какая — «хуже».
Что же касается особых заповедей, данных евреям, то Вы совершенно правы: они связаны именно с особыми свойствами еврейской души, которыми наделил ее Творец. Давая нам Тору, Он провозгласил: вы будете Мне царством священников, особым народом. Мы можем видеть, что даже внутри еврейского народа коэны имеют особый статус и на них налагаются особые ограничения даже сейчас, когда Храма нет. Им запрещено прикасаться к умершему и даже заходить на кладбище, а также — жениться на разведенных женщинах. А всем остальным евреям ни то, ни другое абсолютно не возбраняется, даже не считается нежелательным.
Точно так же именно евреям даны законы кашрута и заповедь обрезания. Очевидно, что это необходимо для выполнения их функции как «народа священников», задачи, которую поставил перед ними Всевышний. И сказано, что пренебрежение тем и другим очень вредит душе еврея. А нееврей не обязан есть кашерное, и это значит, что его душе некашерная пища никакого вреда не наносит. В то же время запрет эвер мин а-хай — есть мясо, отрезанное у еще живого животного, — одна из семи заповедей, данных всему человечеству, и, значит, такая пища вредит душе любого человека. Многие неевреи делают обрезание — часто в гигиенических целях, ради здоровья, а у некоторых народов это стало даже частью религиозных ритуалов. Но только евреи получили эту заповедь непосредственно от Творца, и, следовательно, именно для еврейской души ее выполнение необходимо.
Это же относится и к запрещенным связям. Некоторые связи, гомосексуализм, скотоложство запрещены всему человечеству. Но запрет на смешение с другими народами и жесткие ограничения в семейной жизни даны только евреям — и это значит, что именно для еврейской души эти ограничения необходимы, и именно они необходимы для особой святости народа Израиля как «царства священников».
Тума и таара не видны «невооруженным глазом», их невозможно измерить какими-то приборами, но из того, что от разных людей требуется соблюдение разных правил чистоты, можно понять, что одни и те же действия по-разному влияют на души разных людей. В частности — Вы правы, именно еврейской женщине необходимо отдаляться от мужа во время месячных, а потом очищаться в микве, а нееврейской женщине это не нужно. У нее другая задача в этом мире и другие «инструменты» для ее выполнения. И она может стать совершенной праведницей, выполняя то, что требуется именно от нее.
Здесь может возникнуть один вопрос. Мудрецы говорят, что наши праотцы Авраам, Ицхак и Яаков выполняли все заповеди Торы, хотя она еще не была дана и даже еврейского народа как такового еще не существовало. Они даже отмечали еврейские праздники! Почему? Ведь этого от них еще не требовалось!
На простом уровне можно объяснить это так: будучи великими мудрецами, праведниками и пророками, они настолько глубоко постигли тайны мироздания, в частности, духовного управления миром, что поняли, какие именно действия человека в этом мире приводят к тем или иным духовным изменениям. И они действовали в соответствии с этими глубокими знаниями, добровольно выполняя задачи священнослужителей.
А потом уже в награду за их заслугу эти полномочия были «официально» переданы их потомкам на горе Синай. С тех пор соблюдение этих законов вменяется всему еврейскому народу в обязанность, и от того, насколько тщательно они соблюдаются, зависит благосостояние всего мира.
Надеюсь, что смогла немного прояснить для Вас этот вопрос.
С уважением, Мирьям Климовская
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
«Оцарот»
Когда Яаков отправил своих слуг с подарками для Эсава, он несколько раз повторил одну и ту же фразу. Яаков боялся, что его неправедный брат сделает слуг своими рабами, и они не смогут служить Творцу.
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?