Темы: Ассимиляция, Диаспора, Смешанный брак
Европейское еврейство медленно, но верно исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках...
Серьезная опасность в очередной раз нависла над европейскими евреями. И природа этой опасности гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
С одной стороны, опасения вызывает волна антисемитизма, с головой накрывшая евразийский континент, с другой стороны - сегодня в Европе действует иная, гораздо более разрушительная сила, ставящая под сомнение саму возможность существования европейского еврейства в будущем.
Дело в том, что по всей Европе устои еврейских общин подточены непрекращающимся процессом ассимиляции и браков с представителями других национальностей. Разумеется, этому уделяется гораздо меньше внимания, чем нападению на парижского раввина или осквернению берлинского кладбища, однако последствия данного процесса более глубоки и болезненны, и бороться с ними - гораздо сложнее.
За редкими исключениями, численность еврейских общин Европы постепенно уменьшается еще и вследствие низкого уровня рождаемости и старения населения.
Согласно данным, предоставленным профессором-демографом Еврейского университета в Иерусалиме, Серджио Делла Пергола, в начале 2002 года в Западной Европе проживало немногим более 1 миллиона евреев. Почти 80 процентов европейского еврейства приходилось на Францию и Великобританию, которые издавна считаются центрами самых многочисленных и процветающих еврейских общин.
Тем не менее, несмотря на отличное финансирование еврейских общественных институтов и существование множества еврейских организаций, численность как французского, так и британского еврейства продолжает падать.
Последние исследования Института планирования еврейского населения при Еврейском агентстве выявило, что количество проживающих во Франции евреев с 535 тысяч в 1980-м году за каких-то два десятилетия снизилось до 500 тысяч, а это - потеря более 6-ти процентов еврейской диаспоры Франции.
Что касается британского еврейства, его положение еще хуже. Согласно данным Представительского совета британских евреев, в 1950-м году в Великобритании проживало 430 тысяч евреев, а в 1996-м - всего 283 тысячи. То есть, начиная с 1950-х годов, наблюдается постоянное снижение числа британских евреев, и к 1990-м годам британские еврейство сократилось на треть.
Напрашивается неутешительный вывод: в связи с дальнейшим углублением демографического кризиса эти тенденции, скорее всего, только усилятся. В Англии и во Франции, например, уровень смертности в еврейских общинах уже превышает уровень рождаемости.
В своей хорошо аргументированной статье, появившейся в Ежегодном еврейском альманахе США в 2002 году, Делла Пергола написал: «Французское еврейство будет медленно, но устойчиво уменьшаться с 520 тысяч в 2000-м году до 480 тысяч в 2020-м году, 380 тысяч в 2050-м году, и 300 тысяч в 2080-м году». Что касается Великобритании, его прогнозы таковы: «Еврейская община Соединенного Королевства сократится до 240 тысяч в 2020-м году, 180 тысяч в 2050-м году и, наконец, 140 тысяч в 2080-м году».
Это означает, что в течение ближайших 75 лет численность французского и британского еврейства, по сравнению с теперешней ситуацией, уменьшится вдвое.
В небольших еврейских общинах, разбросанных по всей Европе, тревожные тенденции проявляются еще ярче.
Возьмем, к примеру, Ирландию, где, согласно данным переписи населения, в 1991 году проживали более полутора тысяч евреев. Сегодня количество ирландских евреев сократилось до тысячи, что означает, что за одно десятилетие они потеряли половину своей общей численности.
Постоянно растущий процент межнациональных браков так же внес свой «вклад» в уменьшение численности европейского еврейства. В некоторых случаях эта цифра достигает 80 процентов и более, что ставит под угрозу само существование некоторых еврейских общин Европы.
В странах, где численность еврейской диаспоры остается стабильной, как, например, в Испании и Италии, или даже увеличивается, как, скажем, в Германии, это, в первую очередь, объясняется притоком иммигрантов из стран бывшего социалистического лагеря, но не какой-то, свойственной этим общинам особой жизнестойкостью.
Такое катастрофическое положение должно привлечь внимание всей мировой еврейской общественности. Европейское еврейство медленно, но верно, исчезает с лица земли прямо у нас на глазах, и причины тому следует искать в невежестве, ассимиляции и смешанных браках.
Однако, как в США, так и в Израиле, еврейские лидеры предпочитают заострять внимание на борьбе с мировым антисемитизмом. Факт, что уровень знаний собственной традиции во многих еврейских общинах - чрезвычайно низок, если и волнует их, то в гораздо меньшей степени. Если они не пересмотрят свои позиции, это неизбежно приведет к катастрофическим последствиям. Возможно, через некоторое время в Европе просто не останется евреев, и некого будет защищать от антисемитских нападок.
Ни в коем случае не преуменьшаю опасность и жестокость бушующего в Европе антисемитизма. Но разве мы вправе сбрасывать со счетов реальную угрозу полной ассимиляции? Сложившееся положение, на мой взгляд, требует самых экстренных мер, самых решительных действий.
История показывает, что нам вряд ли удастся научить европейцев любить проживающих на их территории евреев. Но научить самих евреев любить свой народ, свою традицию - в наших силах.
И в этой сфере у нас - непочатый край работы. В еврейские общины Европы надо направлять еще больше грамотных, хорошо знающих дело раввинов. Надо выпускать еще больше книг и брошюр по еврейской традиции - в переводе на европейские языки и т.д. Для реализации этих задач требуется целеустремленность, энергичность и материальная база, а этого, как всегда, не хватает.
Лишь осознав масштаб проблемы, и приняв решение о незамедлительных действиях, мировое и израильское еврейство получат шанс спасти ситуацию. И первый шаг на этом нелегком пути - признание острой необходимости широким фронтом развернуть деятельности по возвращению европейских евреев к их истокам…
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»