Оглавление
Предисловие [↑]
В трудный час каждый хочет, чтобы его пожалели. И кто избежит этого дня?! Как же сделать, чтобы в решающий момент тебя поняли, простили, к тебе проявили милосердие?..
В мире действует закон справедливости, мера за меру: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому стоит в меру дарованных Творцом сил, способностей и возможностей помогать людям, делать от всего сердца добро. Это зачтется тебе, спасет в самый неожиданный миг и одарит безмерно, как ты даже не способен вообразить — ибо Творец не спускает с тебя глаз.
Но верно и обратное. Если данные свыше средства на улучшение себя и мира бездумно растрачиваешь на себя или направляешь на зло — лишишься средств и не жди милости, расплатишься за все: не в этом мире, так в том.
Что же именно делать человеку, который понял неотвратимость и благо Закона, решающего его судьбу? Как делать добро, которое не окажется злом, когда уже не исправить?
Хафец Хаим (раби Исраэль Меир аКоэн) — выдающийся мудрец и праведник, ушедший от нас в первой половине прошлого века, дает ответ. На основе Талмуда, Кабалы и других трудов наших учителей он составил совершенную систему действий и мыслей. Она позволяет человеку взять правосудие, с которым ему придется иметь дело, в свои руки, определяя свою судьбу.
Данный материал берет за основу классическую книгу Хафец Хаима «Аѓават хесед» — «Любите делать добро» (на сайте представлена электронная версия, адаптированная для современного читателя в уроках рава Ф. Шехтера и разделенная по дням для изучения).
Каждому, кто посвятит ежедневно три минуты чтению этой книги и последует ее советам, гарантируется очевидное изменение жизни, которая будет нести радость ему, его семье и всему миру не только сейчас, но из поколения в поколение.
Необходимость давать [↑]
Следует сказать, то, что Он создал мир несовершенным, незавершенным — в том есть проявление доброты. Каждый человек что-то не может сделать без других. Даже самый богатый без фермера, водителя грузовика и бакалейщика не мог бы достать еды. Без врача и фармацевта не вылечился. Без водопроводчика, плотника и электрика его дом пришел бы в упадок.
Творец мог бы создать мир из самодостаточных людей, но сделал нас ограниченными в разных аспектах. Благодаря этому весь мир объединен взаимной необходимостью и щедростью. И каждый день жизни дает нам широкое поле для проявления Божественности. Человеку необходим хесед — совершение доброго дела, чтобы сохранять живость и выражение своей души, иначе величие его не проявится.
Помогая бедному, богатый обычно считает, что он дает, а бедный получает и нуждается в нем. Но, прежде всего, от этого выигрывает сам богатый — ему представилась возможность реализовать свой потенциал, как это делает Б-г. Бедняк дает ему возможность получить заслугу, а получает ее богач.
Меняя повседневную жизнь [↑]
Можно подумать, что для реализации этих Божественных свойств обязательно нужно найти бедного, голодного или больного. Но реализовывать их мы можем каждый день.
Открыть дверь человеку, который что-то несет, — это хесед. Дать в долг соседу немного денег — хесед. Одолжить пылесос, подвезти кого-то, позаботиться о своей семье, дать совет или сказать слова ободрения — все это поднимает уровень Божественности в мире, если мы поступаем так с этой целью. Можно, делая что-то по дому, не считать это хеседом — но тогда люди — лишь материальные существа, которые выполняют материальные действия. А если эти действия они осознают как хесед — тогда они Божественные существа, которые наводят чистоту и порядок в семейном уголке вселенной.
Как видеть [↑]
Даже если мы работаем ради заработка, хесед играет в этом большую роль. Каждый профессионал, бизнесмен, ремесленник и рабочий помогают другим своими усилиями.
Хафец Хаим однажды остановился с попутчиком на постоялом дворе и стал хвалить хозяина за хесед.
— Но ребе, — возразил попутчик, — он берет за это деньги!
— А без денег, как бы работал постоялый двор? — спросил Хафец Хаим.
— Но он же получает прибыль! — воскликнул попутчик.
— А без прибыли, чем бы он кормил семью? — ответил Хафец Хаим.
Если, делая хесед, человек обеспечивает свою жизнь, это никак не умаляет его в глазах Хафец Хаима. Хозяин предоставлял убежище, теплую кровать и питание путникам. Забота об удобствах людей, его работа — была хесед, но только если он делал ее с таким намерением. И мы можем превратить нашу работу в хесед простым изменением перспективы.
Суть мира [↑]
Тора учит, что Б-г создал мир на основе хеседа. Во время Ноаха стремление к наживе и разврат — противоположности хесед — подорвали эту основу, и Творец навел Потоп, чтобы смыть извращенные остатки человечества. Хесед Творца создал мир, поэтому Ему пришлось очистить его, чтобы отстроить на правильной, прежней основе.
Ковчег Ноаха был этой очищенной сутью хеседа. Рав Элиягу Десслер объясняет, что целый год Ноах, его жена и три сына с его невестками, не покладая рук, ежедневно кормили всех животных, которые были на борту. Каждое получало любимую еду в обычное время — тех, кто спят ночью, кормили днем, и наоборот. Забота о животных занимала все дни и ночи этой семьи. Ковчег был целым миром, который поддерживал хесед. Благодаря этому, Б-г показал грядущим поколениям, что хесед — основа существования мира.
Стремление к счастью [↑]
Давать — ключ к полноценной жизни. Учение Торы о хеседе приводит нас к пониманию того, что чувство удовлетворения исходит из радости души, выражающей свою Божественность. Множество людей поднялись от отчаяния к счастью, сделав себя дающими, хотя сами с трудом преодолевали огромные личные трудности. Добрые дела дают человеку силы в его трудностях и борьбе, позволяя раскрыть свой внутренний свет, даже если его окружает тьма.
Сделать хесед — дать что-то нуждающимся, помочь другим — можно и на нашем сайте здесь.
Щит [↑]
Кроме личных выгод, хесед создает мощную защиту для еврейского народа.
За годы, пока Хафец Хаим писал Аѓават хесед, у евреев было очень много бед. Первая мировая война принесла неисчислимые жертвы, и расправляла свои крылья Вторая мировая война. Хафец Хаим призывал свое и последующие поколения собраться под защитой хеседа перед историческими бурями.
Тора учит нас: когда строгий суд нисходит с Небес, мы можем смягчить его своим состраданием к людям — оно вызывает сострадание Творца.
Простая аллегория показывает, как это происходит. Война катилась по Европе, еврейских детей как овец гнали на убой. У Реувена была одна возможность спасти десятилетнего сына — тайный транспорт шел в Швецию, где нееврейская семья позаботилась бы о нем. Реувен смотрел на невинное личико, полное страха, которое целовал. На глаза, которые вытирал от слез, на его тонкие ручки и ножки, и думал: спасут ли они его во время грядущих опасностей. Но не было выбора, ребенка нужно было отправить.
Что бы чувствовал Реувен, если б знал, что как только сын покинет его объятия, его будет направлять добрый человек, заботясь о каждом шаге? Его благодарности не было бы границ. Он бы сделал все, что в его силах, чтобы вознаградить доброту этого человека.
Б-г — наш Отец, а чистые души, которые он посылает в этот мир, — Его дети. Каждая душа отправляется в этот полный опасностей мир с особым заданием. Б-г ценит тех, кто помогает Его детям, когда они нуждаются. И когда приходит время нужды, Б-г отвечает им милосердием и состраданием, защищая их, как они защищали Его детей.
Поворот к выживанию [↑]
Наши лидеры Торы не сомневаются, что страшные события, происходящие в последнее время в мире, хаос и неуверенность — свидетельства «родовых мук Машиаха», которые предшествуют Окончательному Освобождению. Главная задача Народа Израиля — подготовиться к этим событиям.
«Что же делать человеку, чтобы уберечься от родовых мук Машиаха? — спрашивает Талмуд. И отвечает — заниматься Торой и добрыми делами».
Теперь, как во времена Хафец Хаима, мы снова чувствуем, как колеблется земля под нашими ногами. Своей книгой «Аѓават хесед» Хафец Хаим дает нам убежище. Призывает не упускать возможности исполнять эту мицву [заповедь]. Его работа была даром поколению перед трудными временами — сокровищем, которое нашему поколению предстоит извлечь и пересмотреть в свете наступающих трудных времен.
Учиться доброте [↑]
Наставления Торы в хеседе существенны, чтобы знать — наша доброта делает то, что угодно Б-гу, в отличие от воображаемых или показных добрых дел, характерных для окружающей культуры.
Чтобы научиться ежедневно видеть возможность проникаться добром Торы и приближаться к образу Творца, делая хесед, как Он, мы рекомендуем книгу великого Хафец Хаима «Аѓават хесед» («Любите делать добро).
Примечательно, что книга Хафец Хаима называется не просто Хесед — “добро”, а Аѓават хесед — “любовь к добру”, “любовь делать добро”. Он хотел вдохновить нас не просто делать добрые дела, но и любить это делать — хотеть, стремиться, стараться помогать людям, искать, как это можно сделать, не упуская никакого шанса сделать хесед. Он создает в нас эту любовь, показывая великую ценность каждого доброго дела 1. Всякая приятная вещь, которую мы делаем для ближнего и нашего дома, каждый грош, который одалживаем или даем, становится нашим защитником на Небесах, наполняет жизнь удовлетворением и добром.
В оригинале книга Хафец Хаима Аѓават хесед состоит из трех частей. Первая посвящена конкретным законам о том, как давать в долг, о правильном размере зарплат, и так далее. Вторая рассказывает, почему стоит делать хесед, и вызывает любовь к этой мицве. И последняя часть детализирует разновидности этой мицвы и требования к ее исполнению. [Версия книги на нашем сайте не разбирает алаху во всех тонкостях еврейского закона, поэтому первая часть в ней опущена].
Пусть же изучение хеседа и хесед, который побудит вас делать эта книга, как и все бесчисленные повседневные добрые поступки еврейского народа, великие и малые, вызовут безграничное милосердие Творца к Его детям, подсластят радостью дни Окончательного Освобождения!
Из книги Аѓават хесед [↑]
Сегодня, при первой возможности сделать кому-то хесед, подумаю о нем, как о члене своей семьи.
“Сказано тебе, человек, что добро и что требует от тебя Б-г — только поступать справедливо, любить хесед и ходить скромно пред Б-гом твоим” (Миха, 6:8).
Хафец Хаим учит, что мир был основан на хеседе. Все евреи связаны друг с другом способностью давать и временной необходимостью принимать — это объединяет еврейский народ тканью сострадания. Хесед имеет огромную ценность.
Но слова пророка учат нас тому, что хесед не конечная цель каждого еврея, есть еще ахават хесед — любовь к хеседу, милосердию, любовь делать добро, которая возносит это мощное орудие служения Творцу, к Небесам.
Хафец Хаим объясняет разницу между хеседом и любовью к хеседу. Каждый может это понять, если обратит внимание на свои мысли, сопровождающие доброе дело. Например, когда постучал в дверь человек попросить денег, может промелькнуть нехорошая мысль: “У меня нет сейчас на это времени” или “У меня сейчас не столько денег, чтобы их раздавать”. Не хочет, чтобы заходили в его дом. Тогда то, что он даст, будет хесед — но не будет в этом ахават хесед.
Вот иной сценарий.
Семья объявляет в местной еврейской газете, что у нее есть в доме комната и еда для приезжих, которые приехали собирать деньги. И, когда слышит стук в дверь, эта семья радуется, как будто эти средства потратила для собственной поездки на отдых.
Или человек живет за городом, каждый день час или полтора тратит на поездку в город и постоянно спрашивает соседей и знакомых: “Может, подвезти вас на машине в город или что-то привезти из города”? Он ищет способов сделать хесед, как будто ищет денег 2.
Самый простой способ определить аѓават хесед — представить, что человек ощущает, расходуя время и силы на семью. Хочет, чтобы костюм сына для Бар мицвы (совершеннолетия) был наилучшим: хорошо сидел, был хорошего качества и красивый. Гордится, когда видит сына в таком костюме, не чувствует, что потерял деньги на этом, а только благодарность и радость, что смог их дать.
Творец желает, чтобы у каждого еврея было такое отношение к хеседу. Если мы выполняем эту заповедь с любовью и энтузиазмом, мы обретаем большие силы — намного больше, чем дает хесед только по обязанности.
Сделать пожертвование на странице Хесед .
Примечания [↑]
1 Разъяснение, почему человек получает огромную награду, несравненно превышающую то, что человек сделал и может себе представить, можно увидеть, например, в книге, в “дне 19” и “20”. Награда дается за все последствия его доброго дела.
2 Все, что здесь написано, и еще множество других поразительных вещей — повседневная жизнь ортодоксальных евреев во всем мире, в чем лично убедился переводчик этой книги и знают все, кому приходилось путешествовать. Например, только в ортодоксальной, харедимной части района Неве-Яков в Иерусалиме с населением порядка пяти тысяч семей действуют больше сорока гмахов (организаций хеседа), предлагающих самые разные виды ссуд и помощи. Здесь и предложение столов и стульев для приема гостей в праздники, и беспроцентные денежные ссуды, и приют для потерявшихся детей, пока их найдут родители, и лекарства, и халы в Субботу (Шаббат), для тех, кому не хватило. И срочная бесплатная медицинская помощь на дому или с доставкой в больницу, ацала, в том числе в субботу и праздники, и помощь женщинам после родов — приготовить еду, убрать квартиру, и предоставление своей квартиры для размещения гостей, приехавших на праздник или субботу, и бесплатные библиотеки и фонотеки. Всего не перечесть.