Толдот3 ноября 2010 года, 05:58 "И вот родословная Ицхака… -- пишет Раши – это Яков и Эйсав, о которых идёт речь в этой главе". Яков и Эйсав -- это две силы, которые есть в каждом человеке. Эйсав – эгоистическое начало, стремление освоить этот материальный мир и утвердить себя в нём, чтобы получить максимум физических удовольствий, показать и реализовать свое «я» -- сила, направленная исключительно на себя, мудрецы называют ее «ецер ара», злое начало в человеке. Яков – это стремление к Б-жественному, к душевной чистоте, вере, мудрости, нравственности. Эту силу наши мудрецы называют «ецер тов», доброе начало...
Читать дальше
|
Хаей Сара27 октября 2010 года, 04:58 Когда-то у евреев на Украине был принят обычай: перед открытием нового кладбища приглашали цадика освятить его. Праведник произносил определенные молитвы с особой каваной, и это подготавливало назначенное место к тикуну душ тех, кто будет здесь похоронен. Община одного города обратилась к рабби Йоханану из Рахмистривки זצק''ל זי''ע с просьбой освятить новый участок кладбища. Он отказался, сославшись на то, что не знает нужных каванот. В своё время он не удостоился видеть, как это делал его отец, Чернобыльский Магид זצק''ל זי''ע...
Читать дальше
|
Ваера19 октября 2010 года, 07:12 Наша недельная глава рассказывает, как на третий день после обрезания Авраам сидел у входа в шатёр и с нетерпением ждал гостей, как привык это делать каждый день. Ему открывается Всевышний, после чего он видит трёх прохожих и, превозмогая боль, бежит пригласить их к себе в гости. Мы узнаём, что это были три ангела, посланники Творца: один -- возвестить о рождении Ицхака, второй -- чтобы вылечить Авраама и спасти Лота из Сдома, третий -- наказать нечестивый Сдом. Самоотверженность Авраама в приеме гостей является величайшей заслугой, которая помогает сегодня нам, его потомкам. Но происходила ли эта встреча на третий день обрезания на самом деле? Был мудрец, имя которого я назову позже, который учил этот отрывок так...
Читать дальше
|
Лех леха12 октября 2010 года, 04:05 Известно, что Авраам соблюдал всю Тору до её дарования, даже заповеди дерабанан, такие как эрув тавшилин. Это говорит о том, что он был мудрым человеком, который за оболочкой каждой вещи умел видеть её внутреннюю суть, понимал взаимосвязи в мире и находил правильные выводы, что нужно делать, чтобы соединять духовное и материальное, как освятить и облагородить нашу жизнь. Но всё равно, в этом есть тайна -- как ему удалось познать всю Тору, всю систему её законов и принципов, не пропустив, не перепутав и не забыв ничего? Рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל,זי''ע в комментарии "Кдушат Пурим" объясняет это так. В Торе есть 613 заповедей: 248 повелительных, соответствующих органам мужского тела, и 365 запретов, соответствующих его жилам (так объясняет Зоар, а Талмуд говорит о соответствии количеству дней года). Добавим, что в других книгах объясняется, что заповеди и принципы дерабанан соответствуют в этой системе волосам человека, которые, как известно,"охраняют" тело...
Читать дальше
|
Ноах, рош ходеш Мархешван6 октября 2010 года, 07:10 "Вначале Всевышний решил сотворить мир Мерой Суда. Он увидел, что не сможет мир так просуществовать, поэтому Он сотворил вначале Милосердие и затем присоединил его к Суду". Этот Мидраш приводит Раши в своём комментарии на главу Берешит. Он вызывает множество вопросов. Как возможно сказать про Всевышнего, что Он что-либо вначале не предусмотрел, поэтому Ему потребовалось пересматривать Своё решение, не дай Б-г? Книга "Меор Эйнаим" объясняет следующее...
Читать дальше
|
Суккот и Симхат Тора19 сентября 2010 года, 08:55 Те, кто хорошо понимают в служении Всевышнему, говорят парадоксальную вещь: "Ахана гдола меамицва" (подготовка к мицве больше самой мицвы). Чтобы исполнить заповедь как следует, необходимо приложить усилия, потратить ради этого время и деньги. Когда все материальные условия для исполнения мицвы обеспечены, необходимо поработать над своим душевным настроем, настроить мысли и чувства. Всё это входит в понятие «подготовка к мицве». В саму заповедь в момент её исполнения необходимо вложить все силы, чтобы выполнить её максимально точно, с должной каваной и в радости сердца...
Читать дальше
|
Ницавим, Ваелех, Шабат накануне Грозных дней2 сентября 2010 года, 08:33 В недельной главе Ницавим Тора начинает рассказ о последнем дне жизни Моше Рабейну. В этот день Моше закончил написание Сефер Тора, копия которой находится сегодня в каждой синагоге, и передал её своему колену Леви. И тут произошло непредвиденное: евреи пришли к Моше с претензией: "Мы тоже хотим Тору, почему ты дал её только своему колену?" Об этом дне говорит Моше: "Сегодня вы стали народом Г-споду Б-гу вашему". В тот день он записал 13 свитков Торы -- по одному для каждого колена и ещё один, который находится в Ковчеге Завета. Удивительная вещь: "Моше Рабейну, лучший из учителей, избранный рода человеческого, в течение 40 лет каждый день обучал евреев Торе, и, несмотря на это, Тора оставалась делом Моше, остальные евреи относились к ней пассивно...
Читать дальше
|
Ки таво24 августа 2010 года, 07:41 В двух местах в Торе нам обещаны благословения за соблюдение Союза с Б-гом и проклятия за предательство этого Союза. Это недельная глава "Бехукотай" в конце Книги Ваикра и наша глава "Таво" в Книге Дварим. Рамбан пишет, что проклятия главы "Бехукотай" и проклятия главы "Таво" говорят о разных событиях. Можно ясно видеть, что несчастья, описанные в Книге Ваикра, произошли во время Катастрофы разрушения Первого Храма. Поэтому Тора пишет, что Земля Израиля восполнит свои субботы, то есть восполнит те седьмые годы, которые евреи не соблюдали, живя в Эрец Исроэль...
Читать дальше
|
Ки теце19 августа 2010 года, 20:40 Важнейшей заслугой перед предстоящим Рош Ашана является Хесед. Хесед — это качество, включающее в себя целый ряд заповедей Торы, обязывающих человека заботиться о других и помогать им, а не жить только собой и своими интересами. Хесед — это важнейшая возможность уподобиться Всевышнему в Его путях, проявляя черты, свойственные Ему, что искупает прегрешения и продлевает жизнь человека. Талмуд рассказывает о двух величайших мудрецах — — Абае и Раба, которые происходили из семьи, имеющей предопределение умирать молодыми. Тем не менее, Абае прожил на двадцать лет дольше, чем Раба, благодаря тому, что отвлекался от своего изучения Торы и много занимался Хеседом, помогал людям...
Читать дальше
|
Шофтим11 августа 2010 года, 14:29 "Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие". Вот как объясняет эту фразу Мидраш: "Я не только предложил вам два пути, но и пошёл вам навстречу, сказав: "И выбери жизнь". Объясняет Магид из Кожниц זצק''ל, זי''ע, что человек находится в постоянной тяжёлой борьбе со своим злым началом. И победить в ней невозможно без помощи Свыше. Тем, что Всевышний сказал в Своей Торе : «Выбери жизнь", Он и оказал каждому из нас эту помощь...
Читать дальше
|