Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"И вот родословная Ицхака… -- пишет Раши – это Яков и Эйсав, о которых идёт речь в этой главе". Яков и Эйсав -- это две силы, которые есть в каждом человеке. Эйсав – эгоистическое начало, стремление освоить этот материальный мир и утвердить себя в нём, чтобы получить максимум физических удовольствий, показать и реализовать свое «я» -- сила, направленная исключительно на себя, мудрецы называют ее «ецер ара», злое начало в человеке. Яков – это стремление к Б-жественному, к душевной чистоте, вере, мудрости, нравственности. Эту силу наши мудрецы называют «ецер тов», доброе начало. Эти силы связаны между собой: Яков держит за пятку Эйсава, они борятся друг с другом. Задача Якова -- изменить, исправить и облагородить силу Эйсава, использовать колоссальный потенциал зла на службу святости.
Борьба эта далеко не равная, начало Эйсава значительно сильнее. Ецер ара живёт в человеке с момента его рождения. Посмотрите объективно на ребёнка: с первых своих шагов это явно выраженный эгоист, стремящийся получать и использовать окружающих. То, что мы воспринимаем маленьких детей по-другому, связано с величайшей милостью, которую Творец оказывает каждому из нас. Чтобы помочь человеку на первых шагах жизненного пути, Всевышний внушает всем людям, а особенно родителям, особую любовь к маленьким детям. Мы с любовью переносим все трудности и сложности, сопутствующие их росту. Но ,если мы посмотрим на ребёнка по настоящему объективно ,то увидим ,что это законченный эгоист. Таким человек рождается, по мере того, как он развивается физически и разум его крепнет, растут и его аппетиты и инстинкты. Так проходят первые тринадцать лет жизни -- ецер ара является безраздельным хозяином человека. Хорошее еврейское воспитание не способно здесь изменить что-либо принципиально, оно только сдерживает ребёнка, прививает ему правильные привычки и понятия, учит стыдиться своих страстей и скрывать их. Особая сила молитвы и Торы в этих детях -- тинокот шель бейт рабан,-- о которой говорили наши мудрецы, связана с тем, что в этом возрасте ребёнок не подлежит Суду Всевышнего, у него нет грехов, поэтому его слова чисты и незапятнанны. В тринадцать лет наступает совершеннолетие и правильно воспитанный еврей начинает учить Тору и использовать заповеди в качестве своей обязанности. Он начинает подчинять свои силы и желания Б-жественному, и с этого момента оно начинает проявляться в нём. Доброе начало появляется в доме, где уже тринадцать лет безраздельно хозяйничает ецер ара. Отвоевать это место, а тем более подчинить всего человека новому управлению очень нелегко. Наступление сопровождается тяжёлыми затяжными боями. Поэтому человеку даётся фора. Совершеннолетие наступает в тринадцать лет, но судить человека на Небесах начинают не раньше двадцатилетнего возраста, как говорит фраза Торы: «От двадцати лет и выше, входящие в армию в Израиле». Мы получаем приблизительно половину того срока, на протяжении которого командовал единолично ецер ара, -- с тем, чтобы научиться владеть собой, и только тогда несём ответственность за свои поступки. Из этого мы можем выучить, что то же правило верно по отношению к нам, возвращающимся к тшуве. В двадцать, тридцать, пятьдесят лет -- когда бы человек ни открыл для себя истину, ему нужно время, чтобы перестроить свое мировосприятие и научиться жить соответственно. Судить его Свыше будут через много лет новой жизни, и то ещё большой вопрос, что считать отправной точкой отсчёта.
Раши пишет, что положение Якова и Эйсава напоминает ситуацию в узкой трубе, куда бросают два камешка. Тот, кто попал туда последним, выходит первым. Так и Яков произошёл из первой капли, а Эйсав -- из второй, но при рождении вышел первым, так как был ближе к выходу, и поэтому считался первенцем. В каждом из нас настоящее наше «я», основа нашего существа – это начало Б-жественное, наша Б-жественная душа. Ецер ара вторичен, материя необходима, чтобы помочь Б-жественной душе проявиться в нашем физическом мире. Но ецер ара выходит первым, и нам кажется, что это и есть наше настоящее «я», это и есть настоящий человек. На первый, поверхностный взгляд, Эйсав обладает правом первенства -- внешняя форма, клипа стремится подменить содержание. Но установлено Свыше: несмотря ни на что, Яков обязательно победит в поединке с Эйсавом, и не только победит, но исправит его. «Поднимутся спасатели на гору Синай, чтобы судить гору Эйсава» -- мы обязательно победим наше злое начало и научимся использовать его потенциал, и Б-г нам обязательно в этом поможет!
Почему Ицхак любил Эйсава и хотел благословить именно его? Алших пишет, что Ицхак видел природу Эйсава как стремление освоить материальный мир. Он считал, что Эйсаву необходима помощь: близнецы будут дополнять друг друга -- Эйсав обеспечит Якову материальную жизнь, а Яков Эйсаву -- мир духовности. Несмотря на все сложности в их отношениях, они должны прийти к согласию, такое разделение абсолютно справедливо, это мера Суда. Ривка же видела природу Эйсава иначе и считала, что до взаимодействия и дополнения друг друга еще далеко. Так что в помощи нуждается именно Яков, ему нужно благословение в материальном мире, так как вести жизнь, полную лишений, только ради Мира Грядущего очень тяжело. Мы видим, что Всевышний согласился с пониманием Ривки. "Меор Эйнаим" пишет, что внутри Эйсава находилось множество святых душ, в том числе душа рабби Акивы. Ицхак стремился исправить и освободить этот потенциал. Книга "Толдос Аарон" пишет, что у многих больших праведников видно стремление общаться с простыми евреями и приближать к себе именно их. Таким был, например, рабби Леви Ицхак из Бердичева זצק''ל זי''ע, который много приближал к себе простых, неученых евреев, даже грешников. Это было ему очень важно, и он делал это даже за счёт своих учеников. Именно тех, кто ведут себя не как следует, и нужно приближать к себе. Поэтому "И любил Ицхак Эйсава".
Рассказы о праведниках
Эту историю рассказал первый Ребе из Бельз рабби Шулем זצק''ל זי''ע своему габаю по имени Мейлех, и так она стала известна. Однажды два еврейских купца проезжали по торговым делам возле города Люблин и решили остаться на Шабос у Хойзе из Люблина זצק''ל זי''ע. На Исходе Субботы они подошли к Ребе проститься. Он сказал им, что нехорошо ехать ночью, пусть лучше переночуют в городе, а поедут утром. Но купцы отвечали, что очень спешат. Ребе благословил их, и они отправились. Выехав из города, они сразу потеряли дорогу и неожиданно оказались в дремучем лесу, не находя выхода. Наконец, увидели вдалеке свет, пошли на него и вышли к дому. Тут они попали на свадьбу. Во главе стола сидел старец, который спросил, почему так тихо , не веселятся и не танцуют. "Мойшале Канскивелера нет", -- ответили гости. "Позвать сюда Мойшале", -- велел старец. "Мойшале! Мойшале!" -- начали скандировать гости. Привели Мойше, заиграла музыка и начались танцы. Мойше был душой веселья, он шутил, и все смеялись его шуткам. И танцевал Мойше больше всех. Тут вдруг открылся потолок, оттуда высунулась рука и метнула копьё в Мойше. Копьё воткнулось ему в живот, Мойше скорчился от боли. Из отверстия в потолке выпрыгнул человек, наколол Мойше на копьё и бросил его наверх, в отверстие. После чего прыгнул туда сам, и отверстие закрылось. В зале воцарилась тишина. И опять спросил старец, почему же не веселятся, и опять позвали Мойшале и начались танцы, и опять рука метнула в него копьё. Так повторялось несколько раз. Испуганные хасиды спросили у Мойше, почему так происходит. "Ой, - ответил тот – при жизни я был бадханом на свадьбах, веселил гостей и позволял себе заигрывать с женщинами. И теперь каждую ночь эти нечистые издеваются надо мной". Мойше попросил хасидов поехать к цадику и попросить заступиться за него. Купцы выбрались из дома, вдруг быстро нашли дорогу и скоро оказались в Люблине. "Мойшале я постараюсь помочь, - сказал Хойзе. -- А вы, я же предупреждал вас не ехать ночью. Впрочем, и это к лучшему. В наши дни есть умники, которые утверждают, что нет Суда и нет Судьи, не дай Б-г. Теперь вы сами убедились, что это не так".
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава