Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Наша недельная глава рассказывает, как на третий день после обрезания Авраам сидел у входа в шатёр и с нетерпением ждал гостей, как привык это делать каждый день. Ему открывается Всевышний, после чего он видит трёх прохожих и, превозмогая боль, бежит пригласить их к себе в гости. Мы узнаём, что это были три ангела, посланники Творца: один -- возвестить о рождении Ицхака, второй -- чтобы вылечить Авраама и спасти Лота из Сдома, третий -- наказать нечестивый Сдом. Самоотверженность Авраама в приеме гостей является величайшей заслугой, которая помогает сегодня нам, его потомкам. Но происходила ли эта встреча на третий день обрезания на самом деле? Был мудрец, имя которого я назову позже, который учил этот отрывок так. "И открылся ему Г-сподь в роще Мамре…" – это было откровение, пророческое видение. Что конкретно Авраам увидел? "…И увидел, и вот три человека стоят…" -- вся описанная здесь история была пророческим видением. Авраам принимал своих гостей, и угощал их в видении -- всё это были образы, которые ему открылись. Так трактует эту часть главы мудрец, которого звали … рабби Моше бен Маймон Асфаради – Рамбам. В своих законах "Есодей Тора", а также в книге "Море невухим" он определяет, что видение ангела возможно только в пророчестве, пророчество всех пророков, кроме Моше Рабейну, приходило к ним посредством ангела, собственно, видение ангела и является пророческим откровением. Следовательно, и история, описанная в нашей недельной главе, и поединок Якова с ангелом, покровителем Эйсава, происходили не наяву, а в видении пророка. Другой комментатор Торы Рамбан -- не согласен с таким подходом. Он задает вопрос: почему же после поединка Яков хромал, если это было не наяву? Даже если мы скажем, что Лот тоже был пророком, поскольку принимал ангелов в своём доме, то как же можно возвести на эту ступень жителей Сдома, которые тоже видели гостей Лота? Рамбан считает, что есть две ступени: явление ангела и более высокая ступень -- откровение пророка. Не нужно быть пророком, чтобы удостоиться явления ангела. Когда Тора называет ангела человеком, это значит, что для выполнения задачи ему дана особая, внешняя форма, "одежда", в которой его могут видеть и воспринимать обычные люди в нашем физическом мире. В спорах великих мудрецов нельзя сказать, кто прав, тем не менее, в данном случае мы видим, что основным является мнение Рамбана. Пророчество прекратилось с разрушением Первого Храма. Три последних пророка, которые жили в начале периода Второго Храма, начали пророчествовать ещё в годы Первого Храма, новых пророков больше не появлялось. Тем не менее, Талмуд, а это значительно более поздний период, полон историй о явлении ангелов и Элияу Анави, которые приходили в наш мир. Мудрецы Мишны и Талмуда не были пророками, но они удостаивались этих видений. Есть даже целая книга "Тана даби Элияу", где записано все, чему пророк Элияу учил мудреца Талмуда рава Аху. И святой Зоар полон обсуждений, в которых принимали участие Элияу Анави и ангелы и души из Ган Эдена. Значительно позже наш учитель рабби Йосеф Каро, автор "Шулхан Арух" זצק''ל זי''ע в течение многих лет удостаивался прихода особого посланца с Небес -- Магида. То, чему Магид его научил, записано в книге "Магид мейшарим". Святой Баал Шем Тов и его ученики неоднократно удостаивались откровения Элияу Анави и других посланцев Свыше. И в наши дни, хотя для того, чтобы удостоиться явления Элияу в его истинном образе, нужны большие заслуги и большой труд, есть немало свидетельств, как он в образе различных людей вмешивался в нашу жизнь, помогал и спасал.
Святой Ор Ахаим проводит целое исследование, из которого следует, что согласно Торе, а это и есть истина -- так Всевышний смотрит на вещи -- статус Агари это рабыня, а значит, владение, имущество Авраама и Сары. И Ишмаэль, сын рабыни Агари, – тоже раб Сары и ее наследника Ицхака. А значит, и нас с вами, их потомков и наследников. "Придёт день Б-га Грозного, - пишет Ор Ахаим, - и признает раб своего господина".
"Бней Исосхар" приводит интересный Мидраш -- "Ялкут Млахим". Как известно, Мишкан можно было воздвигнуть уже в месяце Кислев, но его новоселье, Ханукат абайт, отложили до Нисана, месяца рождения Ицхака. Всевышний утешил Кислев тем, что новоселье Второго Храма, в дни Хануки, приходится на этот месяц. Такая же история произошла ещё раз. Первый Храм был совершенно готов к месяцу Хешван. Но царь Шломо, руководствуясь святым духом, отложил его торжественное открытие до месяца Тишрей следующего года. Всевышний утешил месяц Хешван тем, что торжественное открытие Третьего Храма будет именно в этом месяце -- Хешван. Получается, что открытие всех трёх Храмов назначено на эти три месяца: Тишрей – Первый Храм, Хешван – Третий Храм, Кислев – Второй Храм.
Из рассказов о праведниках
В молодости рабби Шулем, Сар Шулем, первый Бельзкий Ребе זצק''ל זי''ע узнал тайну: чтобы удостоиться откровения Элияу Анави, нужно тысячу ночей подряд не спать, а учить Тору. С несколькими товарищами он начал ночами учиться. Но к концу тысячи ночей остался только он -- и удостоился прихода Элияу. Элияу открыл ему несколько тайн, одна из которых сегодня общеизвестна. Если синагогу будут строить только верующие евреи, и весь материал и все инструменты для строительства будут сделаны только верующими евреями, и даже кузнецы, выковывающие топоры для рубки леса на строительство синагоги, будут евреи
Б-гобоязненные, в такой синагоге никакие посторонние мысли не будут мешать во время молитвы. Именно такой была синагога в городке Бельз. Когда внука рабби Шулема спросили, правдива ли эта история, что его дед не спал тысячу ночей, он удивился: "А что, в другое время он когда-то спал?" Сегодня в Иерусалиме почти с любой точки города видно красивейшее здание, построенное в Кирият Бельз. Облицовку арон-акойдеш и места для хазана в центральном Бейт Мидраше этого здания под руководством опытного прораба делали только аврехим.
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава